Воскресенье, 19.05.2024, 00:18
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Книжная полка

Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей.
[ Скачать с сервера (15.4 Kb) ] 27.01.2012, 20:48
Чиркина Г.В. //Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2004, 8

Среди врожденных  нарушений (дефектов) развития   расщелины  верхней губы и неба  являются достаточно распространенными – занимают второе место.

По статистическим данным Европейских стран,  рождение ребенка с расщелиной губы и неба  (устарелое  название дефекта – "волчья пасть, заячья губа”) составляет один случай на  500-1000 новорожденных.  Реакция семьи на  появление на свет  ребенка с таким  заметным  пороком развития  всегда трагична и неоднозначна. Родители часто  безосновательно обвиняют себя  в случившемся, ищут  причины  в  состоянии своего здоровья, недостаточном внимании к периоду беременности, расспрашивают  родственников  о подобных случаях. В семье возникает длительная травмирующая ситуация, преодолеть которую необходимо для того, чтобы сосредоточить усилия на  активном участии в  комплексном  медико-логопедическом процессе нормализации   физического и речевого развития ребенка.

Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев  при своевременной  медико-логопедической помощи удается  создать все необходимые условия для полноценного  физического и психического развития ребенка. При этом  многими  отечественными и зарубежными специалистами  отмечается  в качестве одного из важнейших факторов, определяющих   конечный позитивный эффект  коррекции,   участие  родителей и их стиль поведения в  далеко не простой  жизненной ситуации. Необходимо  научиться  находить определенный баланс между  родительской любовью и теплотой, столь необходимой  ребенку с  особенностями развития, и  твердостью и тактичным, но постоянным контролем  за  систематическим  выполнением  специальных логопедических упражнений для  усвоения  навыков правильной речи. Очень важна также и  эмоциональная поддержка детей, так как   данное нарушение  значительно ограничивает  возможности  общения с  окружающими, особенно на ранних этапах коррекции.

В настоящее  время  для оказания  специализированной помощи таким детям  в стране существует сеть лечебно-профилактических центров. Диспансеризация   и поэтапная реабилитация детей с   врожденными расщелинами губы и неба  основывается на сочетании лечебных, логопедических и  психологических мероприятий, которые проводятся в течение  роста ребенка до  14-15 лет. Эта работа  осуществляется  хирургом-стоматологом,  ортодонтом, логопедом, медицинским генетиком, отоларингологом,  методистом по  лечебной гимнастике, психологом, а при необходимости, и другими специалистами.

Основные  задачи    комплексного воздействия на дефект в  этот достаточно долгий период времени  состоят в следующем:
Устранение хирургическим путем анатомических нарушений (иногда  в несколько этапов). Рекомендуется ранняя пластика губы – новорожденным и до 4-6 месяцев, в зависимости от  медицинских показаний. Пластика неба  и дополнительные косметические операции должны быть закончены  в дошкольном возрасте. Ортодонтическое исправление деформации верхней челюсти и постоянный контроль за  предотвращением вторичных деформаций. Общеукрепляющее лечение  и своевременная  отоларингологическая санация (дети склонны к частым отитам). Ранняя логопедическая помощь для развития   нормального речевого дыхания и  правильной артикуляции; коррекция  нарушений звукопроизношения, назального (носового) оттенка голоса; тщательный контроль за общим речевым развитием ребенка и  своевременное устранение  отставания в  развитии фразовой речи, лексического запаса; подготовка к обучению в общеобразовательной школе.

Очень важно, чтобы  ребенок   как можно раньше  был проконсультирован всеми специалистами и рано прооперирован, так как в этом случае значительно уменьшается вероятность  отклонений в развитии речи. В подавляющем большинстве случаев  ребенок с врожденной расщелиной  неба  по своему психическому и  интеллектуальному развитию не отличается от  других детей.  Тем не менее, до окончания всех реабилитационных мероприятий такой ребенок  должен состоять на учете  в  службах соцзащиты и получать пенсию.

Следует подчеркнуть, что при всех современных достижениях  медицины и логопедии детям с   расщелиной в дооперационный и послеоперационный период крайне необходима  постоянная и грамотная помощь  родителей – без   излишней эмоциональности, тревожности, гиперопеки, рассчитанная на терпеливое    длительное  участие в реабилитационном процессе  в контакте  со специалистами.

Категория: Книжная полка | Добавил: Nord
Просмотров: 584 | Загрузок: 65 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: