Воскресенье, 19.05.2024, 04:42
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Январь » 30 » Здесь климат иной
19:08
Здесь климат иной
   Про горы тот, кто не поднимался на вершины, не знает ничего. То же самое можно сказать и про тех, кто не спускался под землю. Наверное, по-настоящему оценить прелесть свободы может только тот, кто хотя бы на несколько минут оказывался лишённым её.


Мороз и солнце! День чудесный!..


Именно эти строки Александра Сергеевича Пушкина вертелись в голове, когда мы собирались субботним утром в командировку под Елец. Липецк провожал нас позёмкой и пронизывающим ветром. Город просыпался нехотя... Машин на городских магистралях было очень мало. Прохожих – ещё меньше. А мы, одевшиеся по погоде и запасшиеся горячим чаем в термосах, спешили на встречу со смельчаками, решившими в наступившие крещенские морозы покорить ещё одну личную вершину – спуститься в пещеру Волчья Яма…


…Ориентиром для нас служил интернат восьмого вида для детей с отклонениями в умственном и психическом развитии, что располагается в Александровской Слободе Ельца. У его ворот мы оставили редакционную машину и бодрым шагом (можно сказать, что гуськом, так как тропинка местами была очень узкой) направились в Ходов лес, где и должны были отыскать ребят из липецкой школы-интерната для слепых и слабовидящих детей и саму Волчью Яму…


Оказалось, что здесь, в лесу, вовсе не так холодно, как в Липецке: нет резкого ветра, снег блестит на солнышке, а морозный воздух бодрит. Алексей Чернобай, который и пригласил нас разделить прелести турпохода, предупредил, что дорога будет не дальней. И мы, не сбавляя темпа, то поднимались в гору, то спускались в низину. Через несколько минут всем стало жарко, капюшоны были сняты, пуховики расстёгнуты, а щёки раскраснелись не только у женской половины журналистского десанта. Однако быстрого финиша не получилось. Дорога заняла, наверное, около получаса. И когда мы уже потом посмотрели на карту, то оказалось, что прошли пешком по незнакомой и занесённой снегом местности более трёх километров. Уже на подходе к лагерю увидели мальчишек, вышедших к нам навстречу. А потом и саму туристическую стоянку. Ребята приехали всего за час до нас, но на поляне перед пещерой уже стояли две палатки, горел костёр и в котелке закипала вода…


Девять смелых


Именно столько воспитанников школы-интерната для слепых и слабовидящих детей отправились в очередной зимний поход. Некоторые из них уже не первый раз спускались в пещеру, однако новичков тоже оказалось немало. И они, как и мы, поначалу оглядывались по сторонам, привыкали к месту.


– Ничего не бойтесь, даже в случае срыва вас удержат, – услышали мы за спиной уверенный женский голос. Это Ксения Мухамединова проводила «крайний» инструктаж по технике безопасности для тех, кто готов был первыми спуститься в пасть Волчьей Ямы. – У кого нет фонариков, берите в «окружение», чтобы они тоже всё могли увидеть.


В числе «окруженцев» оказался и фотограф Павел Беляков, пошедший внутрь с теми первыми пятью смелыми. Переодевшись и повесив фотокамеру на грудь, Паша потихонечку сполз вниз, держась за страховку. У входа в пещеру осталась его мама, редакционный фотокорреспондент Ольга Белякова, она снимала наземную жизнь лагеря, тогда как Паша – подземное путешествие.


– Там очень темно, тихо и сыро, – немного заговорщицки начал своё повествование уже бывалый турист, шестнадцатилетний Иван Логойкин, которого нам представили как старшего по походу (Ваня действительно на целый(!) год старше остальных ребят. – Прим. авт.). – Сверху там свисают шершавые камни, под ногами глина. А столько летучих мышей я никогда в жизни не видел! Мне рассказывали, что там находили и гильзы от ружья, и кирпичи. Я пока ничего не нашёл. Правда, и до конца пещеры не доходил ещё – останавливался у очень узкого прохода нижнего яруса. А так хочется узнать, чем эта Волчья Яма заканчивается…


Ваня действительно турист со стажем: в его копилке и летние походы, и велопробеги, и лыжные маршброски. В пещеру он спускается уже во второй раз. Однако вышедший на свет Божий Алексей Чернобай, спускавшийся под землю не единожды, произнёс:


– Сколько туда ни ходи, а всё как в первый раз. И возвращаться очень радостно!


Алексей Иванович пришёл в интернат в 2007 году. За это время он с соратниками просто перевернул представления многих ребят о самих себе, о своих возможностях, о своих недомоганиях. И заслужили доверие главного человека в школе – Бати, Игоря Ивановича Батищева, директора, народного учителя России, который с лёгким сердцем вручает своих подопечных в руки Алексея и его коллег.


– Это ведь какая ответственность – брать в такие походы детей с ослабленным зрением!.. – эмоционирую в разговоре с председателем областной федерации мультиспорта и экстремальных гонок Алексеем Чернобаем.


– Знаете, устраивать совместные походы с детьми вообще достаточно ответственное мероприятие. А наши ребята – тренированные люди, волевые и азартные. Им интересно всё новое. У нас в интернате работает секция туризма. И мы прорабатываем совместные маршруты. Поэтому, прежде чем куда-то отправиться, мы тренируемся, все ребята уже умеют обращаться с туристическим снаряжением, знают, как приготовить еду на костре и развести тот самый огонь, как собрать дрова в лесу и поставить палатку. Мы не берём в походы неподготовленных людей. Даже тот, кто идёт с нами впервые, уже теоретически готов. У нас сформировался костяк ребят, которые с нами и в велопробегах участвуют уже третий или четвёртый год, и в лыжные походы ходят, и в туристические. Поэтому наши зимние выходы – это не исключение. Мы морозов не боимся. И в первую очередь потому, что правильно ведём подготовительную работу. Да и сами ребята не только идут за нами, но уже и начинают предлагать что-то своё. Например, после велопробегов по Липецкой области им захотелось расширить границы и проехать на велосипедах по всей России.




Ну а девушки?


А девушки не только не потом – первой в пещеру вошла Ксения Мухамединова. Тренер по туризму школы-интерната для слепых и слабовидящих детей, Ксения Петровна впервые узнала о Волчьей Яме ещё будучи студенткой ЕГУ имени Бунина. Свой первый спуск запомнила на всю жизнь: ей – 18 лет, а на календаре – красная дата 23 февраля! Потом в её жизни было множество спусков в эту пещеру, но, по словам самой Ксении, здесь всегда что-нибудь меняется, появляются новые отсеки, вода вымывает глину, и на следующий год можно и не узнать знакомые подземные «интерьеры».


– Волчья Яма – одно из моих любимейших мест. Но об этой пещере даже в Ельце знают немногие. Когда я начала работать в школе-интернате, то почти сразу же привела сюда и своих ребят. Им, безусловно, хочется проверить свои силы, что-то в себе преодолеть. Но мне важно даже не это. Там внутри гнетущая тишина, пахнет сыростью, кромешная тьма. Мы с ребятами специально на какое-то время выключаем фонарики и остаёмся в полной изоляции на несколько минут. Зачем? На всех это производит неизгладимое впечатление. И, кажется, уже многое, что там, на поверхности, мешает тебе жить, перестаёт так угнетать… В самой пещере никто не проявляет никаких эмоций. Человек начинает вслушиваться в самого себя, концентрируется на своих ощущениях. И лишь спустя несколько мгновений после выхода на свет эмоции начинают тебя просто захлёстывать! Радость от того, что ты снова стоишь на земле, что тебя греет, пусть и не ласковое, зимнее солнце, наполняет сердце благодарностью…


– О! Это непередаваемые ощущения, – кричит только что вышедшая из пещеры пятнадцатилетняя Алина Гришина. – Я очень боюсь замкнутых пространств и темноты. Так что получается – я преодолела собственные страхи. Сегодня я спускалась первый раз, там так тепло, что не хотелось выбираться на холод. Мы прошли не очень далеко, поэтому в следующем году вернусь сюда обязательно!




Полураскрывшиеся объятия Земли


Наверное, так, образно, можно описать эту пещеру. Волчья Яма – это естественный карстовый разлом в Ходовом лесу. Говорят, что она такая единственная в Липецкой области. Узкая и глубокая, неизведанная до конца, она всё больше и больше манит к себе не только туристов. Модное нынче развлечение – геокешинг – тоже не обошло эти места стороной, и здесь всё чаще начали прятать свои тайники охотники за приключениями. Однако вот что удивительно: на всех сайтах геокешингов всегда звучит одна и та же просьба – не писать конкретные координаты пещеры, а то придут люди и всё вокруг испоганят… Забавно, правда? Люди начали прятать дары природы от себе подобных…


– Никакой легенды о Волчьей Яме я припомнить не могу, – посетовал турист со стажем, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности ЕГУ Александр Михайлович Иванов. – Эти места тесно связаны с именем елецкого промышленника и торговца лесом, жившего в XIX веке, Стратона Стратоновича Ходова. Здешние места богаты глиной, поэтому именно на этих землях Ходов с сыновьями и построили свои керамические заводики. Сама пещера находится в овраге, поэтому талые воды приносят сюда всякую всячину. Так, в Волчьей Яме мы находили черепки посуды с заводов Ходова, осколки старого зелёного стекла. Что касается гильз от снарядов, то, скорее всего, их тоже занесло в пещеру водой. Вряд ли во время боёв там мог кто-то укрыться, хотя… Мы прошли всю её вдоль и поперёк, однако там есть ещё неизведанные места – только проходы слишком узкие. Поэтому открытия ещё возможны.




Гляжусь в тебя как в зеркало


Есть такое расхожее выражение, что люди, лишённые зрения, видят мир глазами зрячих. Но ведь всё в нашем мире имеет и своё зеркальное отражение. Например, на Земле считанные единицы могут похвастаться тем, что покоряли горы Кавказа. А вот незрячий ученик школы для слепых и слабовидящих детей Коля Орлов побывал на этой вершине мира. И мы, липчане, видели могучие эльбрусские глыбины именно глазами Коли.


Вот и в Волчью Яму мало кто из липчан спускался. А всё тот же Коля Орлов там два года назад побывал. В этот раз Алексей Чернобай тотально слепых ребят в поход не взял. Однако о том, какая она изнутри, эта Волчья Яма, нам рассказывали именно дети, имеющие проблемы со зрением. Среди них – братья-близнецы Женя и Саша Воронины. Пять лет назад они приехали в батищевскую школу из Орла, на каникулы уезжают в родительский дом. Хотя за годы учёбы и сама школа стала для них вторым домом. Здесь они взрослеют, здесь находят друзей, здесь формируются их взгляды и увлечения. Заядлые шахматисты, братья Воронины хотели бы в будущем связать свои жизни с математикой. Правда, если Евгений в этом твёрдо уверен, то Александр пока ещё чуточку сомневается. Здесь, в школьных стенах, они не раз слышали от старших ребят о романтике походов, о ночёвках в палатках и о трудностях пути. И Воронины тоже «заболели» туризмом – они уже участвовали в велопробегах по нашей области. Теперь вот впервые пришли к легендарной Волчьей Яме.


– Туризм захватывает, – считают мальчишки. – Но объяснить свои ощущения словами сложно. Это нужно почувствовать самим. К себе даже начинаешь по-другому относиться, когда преодолеваешь трудности. Когда ты переступаешь ступеньку, которая раньше казалась непреодолимой, ты сам вырастаешь. А нам ещё расти и расти…


Источник: Липецкая газета
Просмотров: 357 | Добавил: Nord | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: