Воскресенье, 19.05.2024, 00:41
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Альбина Саматова

Дети с глубокими нарушениями зрения
А.В. Саматова

Дети с глубокими нарушениями зрения

Руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы

 

 Содержание

вместо предисловия.

Глава 1.  первый год жизни.

если малыш не видит…

эмоциональный контакт с ребенком.

сенсорное развитие.

игрушки.

Купание

развитие двигательных навыков.

Глава 2. ранний возраст (1-3 года)

первые шаги.

игрушки: какими они должны быть?

развитие сенсорной сферы и сохранных анализаторов.

речь, как первая компенсаторная система.

детский сад для детей с нарушениями зрения

Глава 3. дошкольный возраст (3-7 лет)

игра, как способ познания мира.

расширение чувственного опыта ребенка: натуральная наглядность, использование сохранных анализаторов.

знакомство с сенсорными эталонами формы, размера, фактуры, цвета.

общение ребенка со сверстниками.

прогулка с ребенком?

посещение массовых мероприятий: театр, цирк, зоопарк, новогодние утренники.

развитие навыков самообслуживания.

Развитие навыков пространственной ориентировки.

чтение книг.

подготовка к школе: что должен уметь ребенок?

Глава 4. Особенности развития детей с глубокими нарушениями зрения.

Пассивность ребенка с глубокими нарушениями зрения,
незаинтересованность в получении информации.

аутичные черты.

навязчивые движения.

малоподвижность.

специфическая стериотипная игра.

заключение.








Вместо предисловия

Ожидание ребенка сравнимо с ожиданием чуда и даже тот факт, что в последние годы число детей-инвалидов с детства возросло в разы не способно напугать тех, кто решился на этот важный, ответственный шаг. И это правильно. Предусмотреть все невозможно, а с радостью иметь ребенка вряд ли что-то может сравниться.

Проблемы, обсуждаемые в этом пособии очень непростые и болезненные, поскольку они касаются детей, которые стали для своих родителей не только чудом, но и ежеминутной тревогой за их судьбу. Это дети с глубокими нарушениями зрения. маленькие, беспомощные, нуждающиеся во внимании и  безграничном терпении родителей и тех, кто их окружает.

Причинами глубокого нарушения зрения могут стать инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (цито-мегало-вирус, таксо-плазмоз, краснуха, гепатит, грипп и т.д.), аномалии внутреутробного развития плода, наследственные и генетически обусловленные заболевания, сопутствующие соматические нарушения, влияющие на зрительный анализатор (сахарный диабет, почечная недостаточность, онкологические заболевания и т.д.), нарушения санитарно-гигиенических норм, условия проживания ребенка, родовые и постродовые травмы, глубокая недоношенность и др. По характеру нарушения зрения неодинаковы и колеблятся от тотальной слепоты до слабовиденья и функциональных нарушений, некоторые заболевания имеют тенденцию к прогрессированию, тогда как некоторые – нет, есть заболевания, которые требуют осторожности в дозировании физических нагрузок, особой диеты и др (например глаукома). Все это необходимо знать родителям, чтобы адекватно представлять себе возможности ребенка и правильно развивать его зрительный и сохранные анализаторные системы.

Состояние родителей, узнавших, что у их малыша имеются серьезные нарушения зрения, - это шок. Он длится несколько месяцев. Это период нескончаемых вопросов к самому себе, к кому-то, кто может быть знает ответ: «за что?», «в чем мы виноваты?...». Это естественное состояние, которое необходимо прожить и пережить для того, чтобы осознать случившееся. К сожалению процесс осознания часто затягивается очень надолго и переходит в длительный  стресс. Он обусловлен еще и тем, что родители не знают как им воспитывать незрячего малыша, как с ним играть, как научить его всему, что необходимо, как с ним заниматься, разговаривать, как объяснить ему что он не такой как все.

В зарубежных странах существуют организации, которые оказывают помощь родителям аномальных детей с первых дней. Это и психологическая поддержка, и психолого-педагогическое консультирование, медицинская реабилитация. В России функционирует уникальное учреждение – институт раннего развития, который находится в Санкт-петербурге. В стенах института осуществляется процесс абилитации детей с различными аномалиями  развития. К сожалению, в России очень немного организаций    , оказывающих всестороннюю помощь семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями. Институт коррекционной педагогики в Москве, на базе которого открыта лаборатория раннего вмешательства, оказывает консультативную и диагностическую помощь. Центр ранней интервенции при Российской государственной библиотеке для слепых осуществляет выезд специалистов на дом, консультирование, практические занятия и семинары для родителей, однако этого явно недостаточно, нужна единая программа абилитации, которая включала бы и консультирование, и систематические занятия, и медико-психологическую коррекцию. Работая по единой, многоступенчатой программе, можно будет достичь более высоких результатов в развитии и воспитании данной категории детей. Родители будут четко знать, куда им следует обратиться, если возникают проблемы, им не придется заниматься самостоятельным поиском ответов на сложные для них вопросы.

Родителям незрячих малышей трудно сориентироваться и найти  специалистов, которые помогли бы им, подсказали что делать, как развивать ребенка, поэтому они направляют свои усилия на то, что для них в данный момент наиболее доступно – попытки вернуть малышу зрение. Многочисленные операции, сопровождающиеся общим наркозом, болевые стрессы, перемена обстановки – все это отнюдь не способствует развитию ребенка, , а время, между тем, уходит, а значит проходит и синзетивный (благоприятный) период для развития тех или иных умений и навыков. В результате, к 3 годам незрячие дети нередко еще не умеют  ходить без опоры, самостоятельно принимать пищу, пользоваться туалетом, у них неразвита предметная  и манипулятивная деятельность, они пассивны, астеничны, у многих наблюдаются психические отклонения, аутичные черты. Все это очень сложно восстановить, потому что благоприятное время уже упущено, соответственно дети отстают в развитии от своих нормально развивающихся сверстников на 2-3 и даже 4 года.

 Учет детей с нарушениями зрения на государственном уровне не ведется, Семьи предоставлены сами себе и вынуждены самостоятельно искать помощи. Хорошо, если родители занимают активную жизненную позицию, если они самостоятельно пришли к тому, что необходимо учить ребенка всему, развивать его и начинают искать, где им могут помочь. Но ведь немало и других случаев, когда семья продолжает пребывать в состоянии стресса, когда на этой почве возникают межличностные конфликты и отец уходит из семьи, не каждая семья, где появляется ребенок с нарушениями зрения является благополучной, нередко случается так, что незрячим ребенком занимаются бабушки, кто-то из родственников, а иногда и социальное дошкольное учреждение для детей-сирот.

Хочется сказать несколько важных слов тем, кто воспитывает незрячих детей. Быть может это поможет вам лучше понять своего ребенка и направить свои силы на его развитие, на формирование полноценной личности, способной вести самостоятельную, интересную, насыщенную жизнь, не смотря на те трудности, которые неизбежно вызывает отсутствие или глубокое нарушение зрения.

Прежде всего надо помнить о том, что незрячий ребенок способен делать практически все, что делают его нормально видящие сверстники, просто этому его надо специально обучить, потому что он не сможет научиться сам путем подражания. Существует два основных способа обучения ребенка предметной и манипулятивной деятельности: пассивный, когда ваши руки накладываются на руки ребенка и вы совершаете действие его руками, и сопряженный, когда ребенок делает что-то сам, а вы помогаете в случае необходимости.  Этот процесс требует терпения и времени, многократного повторения действия, поскольку незрячему ребенку сложнее запомнить то, что нормально видящий скопирует сам. Л.С. Выготский  говорил о том, что дефективные дети развиваются по тем же законам, что и нормальные, разница лишь в темпах развития. Об этом необходимо помнить и не отказываться от попыток научить чему-то ребенка после первых нескольких неудач.

Еще одним важным моментом является воспитание самостоятельности. К сожалению, очень многие родители, испытывая естественный страх за жизнь незрячего ребенка, лишают его возможности действовать самому. Ребенку все дают в руки, водят даже по знакомому помещению, кормят, одевают. А когда приходит время идти в школу, оказывается, что ребенок самостоятельно ничего сделать не может, а учиться уже попросту не хочет, потому что ему удобно, когда его опекают, а окружающий мир кажется страшным, поскольку его постоянно останавливали, не давали его изучить. Родителям незрячих детей надо помнить одну простую истину: нормально видящие дети способны всему (ну или почти всему) научиться самостоятельно путем подражания. Незрячий ребенок не видит ваших действий, следовательно лишен возможности их копировать. Однако это не означает, что он не способен сделать тоже самое. Просто его надо этому специально обучить, показать как совершать различные манипуляции, проделать много раз каждый этап действия его руками, после чего дать ему возможность повторить самому.

И, наконец, ребенка ни в коем случае нельзя лишать общения. Получается так, что рождение аномального ребенка автоматически сужает круг социальных связей семьи. Это вызвано различными факторами: занятость членов семьи ребенком, требующим повышенного внимания,  боязнь вопросов о состоянии ребенка, наконец страх и даже стыд за «нетакого» ребенка. Между тем, для незрячего малыша взаимодействие с социальной средой играет очень важную роль, нетолько познавательного, но и компенсаторного характера, поскольку формирует и навыки общения с окружающими, и прививает ценностные ориентиры. В психологии этот процесс называется «социализация».

Данное издание представляет собой краткий курс практических рекомендаций для родителей и тех, кто принимает участие в воспитании детей с глубокими нарушениями зрения – рекомендаций о том, как правильно воспитывать и развивать сначала младенца, а затем дошкольника, как научить его всему тому, чему с легкостью обучаются путем подражания его нормально видящие сверстники. Вашему вниманию предлагается опыт тифлопедагога-практика, опирающегося в своей работе на исследования отечественной и зарубежной науки и накопившего за годы работы свой собственный опыт работы с детьми, имеющими различные зрительные нарушения.

По всем вопросам приобретения книги в бумажном или электронном виде обращайтесь по адресу: samatova_a@mail.ru
 


Категория: Альбина Саматова | Добавил: Nord (27.01.2012)
Просмотров: 1910 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: