Воскресенье, 19.05.2024, 01:35
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Альбина Саматова

Первые самостоятельные шаги: технология, осанка, движения руки, держащей белую трость
А. Саматова




Многие считают, что научиться ориентироваться при помощи белой трости дело нехитрое. Главное, преодолеть психологический барьер, а техника приходит с опытом. Возможно, но многие незрячие люди, к сожалению, долгие годы живут с этим преславутым психологическим комплексом и не могут самостоятельно выйти из дома.
Мы начинаем обучение ориентировке с детства. В этом случае ребенок еще не испытывает никаких комплексов, он легко берет в руки трость и быстро усваивает основные принципы передвижения. Для него это превращается в игру, что сильно облегчает задачу педагога.
Прежде, чем начать занятия непосредственно с ребенком, нужно подготовить его родителей к тому, что данный способ является для ребенка единственным и необходимым. Многие родители стесняются знакомых, им кажется, что отношение к ребенку станет хуже, что его начнут избегать сверстники и т.д. Важно убедить таких родителей в том, что думать нужно, прежде всего, об удобстве и безопасности ребенка, о его будущем. Самым убедительным является личный пример педагога, пользующегося белой тростью..
Итак, все психологические проблемы вроде бы решены. Теперь нужно подобрать трость по росту ребенка. Это очень важно, поскольку с тростью, неподходящего размера ребенку будет гораздо сложнее освоить навыки ориентировки. Для шести-семилетнего ребенка с нормальным развитием подойдет трость 90-95 см, а если ребенок высокий, можно попробовать 100 см. Для ребенка, в отличие от взрослого, который сам решает для себя, какой длины трость ему подойдет, удобнее длинная трость, на несколько сантиметров выше груди. Это объясняется тем, что дети ходят более стремительно, соответственно, знать о препятствии раньше для них лучше.
Идеально подходит легкая складная трость с шариком на конце. Но, к сожалению, в настоящее время такие трости найти практически невозможно. Московское учебно-производственное предприятие «Электротехника» наладило выпуск металлических складных тростей. Они довольно прочные, но ребенку со слабыми руками поначалу такая трость кажется тяжелой. Однако, будем исходить из того, что альтернативы нет. Зарубежные аналоги очень дорогие, а если учесть, что в этом возрасте ребенок стремительно растет, трата денег на такую трость кажется неоправданной.
Самым основным является постановка руки. Часто  дети еще не осознают, зачем им нужна трость, они просто несут ее перед собой, а нередко и за собой, как ненужный, мешающий предмет. Начать лучше с малого пространства, например, комнаты, где проходят занятия, где ребенок хорошо ориентируется и знает все возможные препятствия. С помощью стульев и других довольно крупных предметов, изменим обстановку комнаты, после чего отпускаем ребенка на «разведку». Первое же попавшееся на пути препятствие введет его в замешательство: его не должно здесь быть. И тогда начнет приходить осознание. Педагог объясняет по ходу, что если бы в данный момент ребенок не шел с тростью, он непременно наткнулся бы на это препятствие, мог бы ушибиться, упасть. Найденное ребенком препятствие обязательно исследуется руками.
На первых этапах нет необходимости пытаться объяснять ребенку маршрут, нужно чтобы он просто технически освоил сам принцип передвижения с тростью. При этом важно следить за осанкой ребенка, его походкой и движениями. Трость должна быть в слегка согнутой руке. Указательный палец руки, держащей трость не согнут как все остальные пальцы, сжимающие рукоятку трости, он вытянут вперед вдоль трости. Этого непросто добиться, ребенку удобнее держать трость в кулаке. Но указательный палец – это как бы начало трости, он ведет трость, ощупывает при ее помощи возможные препятствия. При этом свободная рука должна быть опущена вниз. В специальной литературе часто можно увидеть рекомендации о том, что незрячие люди должны ходить с немного вытянутыми вперед руками. Цель этого неясна. Если человек идет с тростью, он ощупывает дорогу ею, зачем при этом вытягивать еще и руку, только мешая себе при передвижении? Вытянутые вперед руки делают незрячего человека в глазах окружающих более беспомощным, чем он есть на самом деле, такой вид вызывает жалость и формирует стериотипное мышление общества. В первые дни будет непросто отучить ребенка вытягивать вперед свободную руку, потому что он еще не уверен в том, что трость способна обезопасить его передвижение, здесь нужно набраться терпения и все время поправлять руку-помощницу. Далее, осанка и походка. Незрячие с рождения дети ходят очень неуверенно. Это естественно, поскольку всегда есть страх на что-то наткнуться, споткнуться или угодить в яму. Трость исправит походку сама, как только ребенок полностью осознает ее роль. При ходьбе многие незрячие люди сгибают спину, наклоняются вперед, как будто прислушиваясь к чему-то. От этого тоже важно избавиться, поскольку ребенок во-первых будет сильно уставать, во-вторых процесс со временем может стать необратимым.
На первоначальных этапах самым удобным местом для упражнений является длинный коридор. Необходимо научить ребенка контролировать тростью не только дорогу перед собой, но и ближайшую стену, чтобы всегда знать, где он находится. Один стук тростью по стене, один стук – по полу и т.д. Это еще не маршрут,это лишь прямая линия. Она необходима для закрепления навыков и привыкания к трости.
Следующий этап – лестница. Многие незрячие дети не боятся лестниц, свободно поднимаются и спускаются, держась за перила. Но есть места, где перила отсутствуют, надо объяснить это ребенку и преодолеть лестницу при помощи трости. Подходя к лестнице ведущей наверх, ребенок перехватывает трость пониже рукоятки, чтобы она не цеплялась за ступеньки. Уровень перехвата у каждого свой, но чтобы можно было ощупывать следующую ступеньку, ставить на нее трость, а лишь затем ногу.Лестница вниз не требует таких ухищрений, хотя в некоторых случаях перехватить трость пониже тоже может оказаться удобным.
Выходя на улицу, ребенку необходимо объяснить, что его окружают звуки и каждый из этих звуков может помочь ему при ориентировке. Например, если он слышит, что впереди едут машины, значит там проходит шоссе, если он слышит шелест, значит где-то рядом деревья. Не менее важную роль играют и запахи. Опытные незрячие на довольно большом расстоянии определяют, с какой стороны от них булочная, кафе, метро, аптека и т.д. Ориентироваться на улице намного сложнее, чем в помещении. Очень важно найти для себя какие-то ориентиры, которые будут помогать при передвижении. Например, бардюр или неасфальтированный край дороги.
При передвижении необходимо постоянно акцентировать внимание ребенка на маршруте: направо, чуть левее, немножко вперед и налево… Педагогу необходимо брать на каждую прогулку с собой родителей, чтобы тот, кто будет заниматься с ребенком дома, четко представлял себе мельчайшие подробности. Ведь именно близкие люди становятся первыми реабилитологами и от них во многом зависит, насколько человек будет приспособлен к жизни в обществе.
Когда человек ходит самостоятельно с тростью, он сам выбирает для себя ритм, метод ощупывания дороги, форму и длину трости. Кто-то предпочетает длинные нескладные трости, которыми можно легко и бесшумно ощупывать дорогу полукруглыми движениями. Кому-то удобнее с недлинной складной тростью, которую всегда можно убрать в сумку, если в данный момент она не нужна. Кто-то при ходьбе постукивает наконечником трости об асфальт, чтобы слышать эхо, отражающееся от стен близлежащих домов, а кто-то, наоборот, действует почти бесшумно, чтобы не искажать звуковую картину окружающего пространства. Но все это приходит с опытом и лишь тогда, когда человек передвигается сам. Сейчас же мы говорим о детях, которые осваивают первые шаги, которые, безусловно, пригодятся им в дальнейшем, но до этого пройдет еще достаточно времени. Очень важно не терять полученный навык, постоянно тренироваться. Родители, которые считают, что поняв суть, восстановить полученные знания будет легко, ошибаются. Это не школьная программа, это жизненно необходимые навыки, позволяющие человеку быть самостоятельным. Никогда не стоит забывать об этом.


Категория: Альбина Саматова | Добавил: Nord (25.01.2012)
Просмотров: 1182 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: