Суббота, 18.05.2024, 21:39
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Альбина Саматова

Практические советы по формированию и развитию навыков самообслуживания: одежда, обувь, личная гигиена.
А. Саматова.




Обучение незрячего ребенка навыкам самообслуживания целиком и полностью лежит на плечах родителей. Вполне естественно, что многие не знают, как правильно к этому приступить. В результате, к семи годам, когда наступает время идти в школу, ребенок абсолютно несамостоятелен, не представляет как правильно совершать элементарные действия. Между тем, школа не обязана заниматься этими вопросами, во всяком случае первичными навыками самообслуживания. Как уже говорилось в предыдущих разделах, незрячий ребенок мало чем отличается от своих здоровых сверсников, соответственно и уметь он должен все то, что умеют другие дети в его возрасте. Более того, большинство специализированных школ для незрячих детей предполагают проживание ребенка непосредственно в учебном заведении, соответственно, ребенок должен быть даже более приспособленным к жизни вне домашних стен, чем те дети, которые из школы каждый день возвращаются домой.
Что необходимо знать и уметь будущему школьнику? Прежде всего, самостоятельно одеваться, убирать постель, умываться и чистить зубы, производить другие гигиенические процедуры, расстилать и застилать постель, а в лучшем случае – самостоятельно поменять постельное белье, причесываться, следить за чистотой одежды и обуви, убирать на место все свои вещи, есть ложкой и вилкой. Очень важно выработать у незрячего ребенка адекватное восприятие окружающего мира, понимание того, что любые его действия видят другие люди и об этом ненадо забывать, когда хочется поковырять в носу или покрутить головой.
С раннего детства приучайте вашего незрячего малыша к порядку. Убирая каждую вещь на свое место, он легко сможет находить при необходимости эту вещь и для этого не придется перерыть весь дом. Это очень пригодится в школе, когда рядом не будет мамы, мгновенно бегущей на помощь, а воспитательница на 10-12 человек – одна. И если она начнет каждому ребенку помогать найти носки или рубашку, класс пойдет на завтрак лишь к вечеру. Это вовсе не означает, что в школе ребенок полностью предоставлен сам себе. Напротив, в специализированных школах работают опытные, квалифицированные, а главное, понимающие люди, которые всегда помогут тому, у кого что-то не получается. Но чем ждать помощи, гораздо лучше, уметь самому и помогать другим.
Не стоит перед самой школой в попыхах начинать учить ребенка всему сразу. Это вряд ли даст положительный результат. Гораздо лучше с самого детства смотреть на своего незрячего ребенка, как на здорового и требовать от него ровно столько же, сколько вы требовали бы со здоровых детей. Ребенок, в отличие от взрослого, еще не умеет пользоваться своим «особенным» состоянием как козырем и не скажет вам: «мне трудно, я не вижу». Детство – это самое благодарное время для любого обучения: с одной стороны ребенок еще не до конца осознает, что ему может быть что-то сложно из-за отсутствия зрения, с другой – детский мозг впитывает любую информацию и перерабатывает ее очень быстро. Для родителей, никогда ранее не сталкивавшихся с проблемой слепоты, самое сложное, научить ребенка практически, показать ему алгоритм совершаемых действий, поскольку подражательная способность у незрячего ребенка отсутствует полностью. Здесь в качестве практического совета можно сказать: любое действие, которое вы хотите показать ребенку, проделывайте вместе с ним, стоя  за его спиной и положив сначала его руки на ваши, а потом ваши руки на его и руководя его действиями. Все, что вы делаете, проделывайте медленно, объясняя вслух каждую мелочь: «сейчас мы с тобой возьмем покрывало двумя руками за два краешка и постелим на кровать… А теперь давай посмотрим, ровно ли покрывало лежит… Найди спинку кровати и посмотри…». Не бойтесь произносить при ребенке слова типа «взгляни», «посмотри», «увидишь»… Для незрячего ребенка они имеют столь же важное значение, как и для здорового, только он воспринимает их по-своему. Его глаза – руки, ими он смотрит и видит.
Когда вы пытаетесь научить ребенка чему-то, не в коем случае не стоит закрывать глаза и представлять, как бы вы это сделали без зрения. Правильно у вас все равно не получится, а впасть в отчаянье недолго. Напротив, вы видите и можете показать ребенку так, как это делаете вы, а он уже сам приспособится и найдет для себя более  удобные способы.
О том, как научить ребенка самостоятельно есть и одеваться, мы говорили в одном из прошлых разделов. Что же касается ухода за одеждой и обувью, расстилания и застилания постели – то это вещи индивидуальные: кровать ребенка может стоять как у стены, так и в середине комнаты, более того, это может быть не кровать, а диван. Кто-то застилает кровать покрывалом, а некоторые просто убирают постель и складывают диван… Некоторые чистят одежду специальной щеткой, а некоторые просто губкой, смоченной в теплой воде. Кожаную обувь легко и безопасно мыть, чего не скажешь, например, о матерчатых кроссовках или кедах. Поэтому здесь у каждого свой алгоритм и дать универсальные советы достаточно трудно.
Чтобы не волноваться о чистоте одежды ребенка, лучше покупать в школу не слишком светлые брюки и рубашки, платья и блузки, а если ваш ребенок остается в школе на несколько дней, класть ему несколько смен белья и одежды.
Очень важно с детства приучать ребенка к различной пище, чтобы новые блюда не вызвали у него затруднений. Не разламывайте предварительно котлеты на маленькие кусочки, пусть ребенок делает это сам; научите ребенка подсаливать еду, брать хлеб из общей тарелки, кроме чая обязательно периодически наливайте ребенку кофейный напиток и какао, если для этого нет медицинских противопоказаний.
Если ребенку необходимо постоянно принимать какие-то препараты, промывать глаза или проводить другие медицинские процедуры, он должен четко знать, что и когда ему нужно сделать, чтобы напоминать об этом воспитателю. Не стоит забывать, что один воспитатель не всегда сможет во время вспомнить о потребностях каждого ребенка, поэтому лучше заранее объяснить ребенку, что это очень важно и что об этом надо помнить.
В заключение напомним еще раз, что мы здесь говорим преимущественно о тотально слепых детях, поскольку специфика слабовиденья несколько иная хотя бы потому, что процесс подражания у детей с сохранным остаточным зрением частично включается и намного облегчает задачу. Это напоминание имеет важное значение, т.к. многие родители, прочитав статью, сокрушенно покачают головой и скажут: «если ребенок хоть немного видит, это еще куда не шло… А совсем слепого… Как же его можно научить?». Можно, дорогие родители. А главное – нужно. Вы сами поймете это, когда ваш малыш вырастет и вступит в самостоятельную жизнь с тем багажом, которым вы снабдили его в раннем детстве.

Категория: Альбина Саматова | Добавил: Nord (25.01.2012)
Просмотров: 593 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: