Суббота, 18.05.2024, 21:44
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Альбина Саматова

Привлечение незрячего ребенка к выполнению хозяйственных дел.
А. Саматова.




Нередко родители незрячих детей с ужасом думают об их  будущем. Да, они умные и талантливые, хотят и могут учиться, получат образование… Но как они будут жить самостоятельно? Как можно выполнять повседневные хозяйственные дела без зрительного контроля? Подмести пол, вымыть посуду,- это в принципе достижимо. Но готовить, гладить и стирать белье, ходить в магазин, растить детей..?… На страницах этого сборника мы неоднократно повторяли специально для родителей, что только от них самих, от их восприятия и желания дать ребенку полноценное будущее, зависит, что ребенок будет знать и уметь. Возможно, эти слова кажутся кому-то чисто теоретическими, лишенными всякого практического смысла. Здесь можно дать небольшой совет: придите в вашу территориальную первичную организацию Всероссийского общества слепых и посмотрите на тех, кто там бывает, поговорите с людьми… Незрячие люди расскажут вам, как они живут, создают семьи, растят замечательных детей, работают, справляются с хозяйством, ездят на курорты, ходят в походы… И, возможно, придя домой, вы несколько иначе посмотрите на своего ребенка и постараетесь, абстрагировавшись от бональной жалости, приучать его ко всему, что составляет неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Необходимо помнить о том, что незрячий ребенок не имеет зрительного опыта и он никогда не научится делать что-то так, как это делают зрячие дети – подражая взрослым. Соответственно, каждое совершаемое вами действие должно быть не только озвучено в мельчайших подробностях, но и продемонстрировано. Начинайте с самого простого – игрушки вечером должны быть убраны на свое место. Место должно быть четко обозначено, чтобы ребенок с раннего детства знал, где что лежит. Его собственная комната и квартира вообще не должны быть для ребенка загадкой. Он должен знать расположение и предназначение каждой вещи в доме и при необходимости найти то, что ему нужно без вашей помощи. Итак, игрушки. В течение всего дня они разбрасывались по всей квартире и собрать их самостоятельно поначалу, конечно, будет нелегко. Но это необходимо. В первое время ребенку можно помогать, подсказывая направление, в котором следует искать тот или иной предмет. Эта игра имеет важное образовательное значение, т.к. одновременно постигаются пространственные понятия и пополняется лексикон ребенка. Через несколько дней подсказки можно усложнить или сократить, чтобы ребенок проявлял максимум самостоятельности. Скорее всего, в первые дни он будет капризничать, лениться, т.к. он не привык к такому, но здесь нужно быть неприклонными, иначе второй попытки у вас уже просто не будет. Дети очень тонко чувствуют, когда взрослые поддаются на их уговоры и умело пользуются этим. Не стоит думать, что все у ребенка будет получаться с первого или даже десятого раза. Возможно, потребуется несколько недель, а то и месяцев на то, чтобы однажды все игрушки были аккуратно собраны и сложены в коробку или корзину. Не пытайтесь незаметно для ребенка собрать все в одном месте, чтобы ему было легче. Это «медвежья услуга». Не нужно забывать  о том, что в дальнейшем, когда он будет взрослым, вряд ли кто-то станет специально облегчать ему жизнь.
Дети с увлечением берутся за любые домашние дела, потому что для них это что-то вроде новой игры. Не отгоняйте малыша от пылесоса и швабры, напротив, покажите ему, как правильно держать и пользоваться различными бытовыми приспособлениями и приборами. Не стоит бояться, что ребенок поранится, ударится обо что-то и т.д.. Неудачи не исключены, но это связано не со слепотой ребенка, а с отсутствием практического опыта. Чем чаще привлекать ребенка к выполнению одного и того же действия, тем скорее он освоит его; чем больше поощрять старания ребенка, тем увлекательнее ему покажется выполняемая работа.
Если вы учите ребенка мыть полы, обязательно нужно обозначить начало и конец рабочей территории, т.е., например, начинать всегда следует с левого угла в глубине комнаты, а заканчивать правым углом у двери. Незрячим сложно мыть полы при помощи швабры, поскольку проконтролировать чистоту пола невозможно. Гораздо удобнее и проще мыть пол тряпкой, сидя на корточках или на коленях,   двигаясь назад, оставляя чистую поверхность пола перед собой. В этом случае можно проверять рукой, не осталось ли невымытых участков. Что же касается пылесоса, то здесь контроль исключен и самое главное последовательность действий. Не стоит учить ребенка перебегать с пылесосом в разные места комнаты, как вы делаете это сами, увидев на ковре соринку. Помните, что ваш ребенок этой соринки не видит, а вот  полкомнаты оставить неубранной может, если будет перебегать хаотично с места на место. Универсальных правил здесь не существует, поскольку методика зависит от структуры ковра, интерьера комнаты и т.д. Пылесосим всегда против ворса, загребая щеткой на себя. И, повторим еще раз: здесь главное последовательность действий.  Такой же принцип и при подметании пола.
Мытье посуды и стирка особых сложностей не представляют, поскольку основным является тактильный контакт с водой и непосредственно объектом (тарелка, чашка, носовой платок). Специальных методик так же не существует: берем губку, наносим на нее моющее средство, распределяем моющее средство при помощи губки по поверхности посуды, тщательно промываем и проверяем руками, нежирная ли поверхность. Для наглядности можно дать ребенку посмотреть чистую и грязную тарелки и чашки, чтобы он мог легко отличать то, что нужно вымыть от тогго, что уже вымыто. Что же касается стирки мелких вещей, то в данном случае главное показать ребенку алгоритм действий, проделать все несколько раз его руками: намылить, постирать, выжать, расправить, повесить. Ни одно из этих действий не требует обязательного зрительного контроля, поэтому ребенку будет несложно их выполнять. Единственный момент – проверка чистоты постиранной вещи. Однако, здесь хочется заметить, что с одной стороны, современные моющие средства и стиральные порошки прекрасно отстирывают, а с другой,- стиральные машины с программным обеспечением в настоящее время стали доступны даже людям с весьма скромным материальным достатком. Поэтому, волноваться на этот счет не стоит. Незрячие люди прекрасно адаптируют бытовую и другую технику под  свои нужды и ваш ребенок не станет исключением. Но это вовсе не означает, что за него все сделает автомат и можно ничему не учиться. Ситуации бывают разные, а навык в жизни еще никому не мешал.
 Если папа любит пилить и строгать, ловить рыбу  или ходить за грибами, очень важно вовлекать в это ребенка. Конечно, поначалу будет казаться, что малыш только мешает, но наберитесь терпения, расскажите ему обо всем, что делаете, дайте подержать инструменты, покажите, как ими работать. Но нужно соблюдать осторожность: пила, в отличие от пылесоса, может поранить ребенка.  
В заключение хочется еще раз подчеркнуть важность овладения незрячим ребенком всеми хозяйственными навыками. Не алейте терпения и сил, многократно объясняйте и показывайте ему каждое действие и очень скоро он реально сможет помогать вам в работе по дому.

Категория: Альбина Саматова | Добавил: Nord (25.01.2012)
Просмотров: 390 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: