Воскресенье, 19.05.2024, 01:44
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Альбина Саматова

Ребенок и окружающий мир: ориентировка в малом пространстве

А. Саматова.


Когда в семье рождается слепой ребенок – это, безусловно, трагедия для родителей. Первые месяцы все силы брошены на то, чтобы вернуть малышу зрение, заключения врачей кажутся абсурдными. Начинается гонка по детским клиникам, народным целителям, многочисленные операции, которые очень часто ни к чему не приводят. Объяснить родителям бессмысленность, а часто реальный вред этого невозможно, поэтому остается лишь ждать, когда первый этап шока сменится вторым – полным непониманием того, как воспитывать такого ребенка дальше.
Многие родители тщательно оберегают своего незрячего малыша от любых внешних воздействий, стараются облегчить его жизнь настолько, насколько это возможно, нередко четырех-пятилетнего малыша мама носит на руках, поит из бутылочки, натягивает на него подгузники.
Прежде, чем начать разговор о формировании первичных элементарных навыков у незрячего ребенка, хотелось бы подчеркнуть, что гиперопека никогда не приводила к хорошему. Незрячий ребенок ничем не отличается от других детей, просто для адаптации к окружающей среде ему нужны несколько иные способы, нежели зрячим детям. Вот об этих способах мы и будем говорить на страницах данного пособия.
Итак, первое, с чем сталкивается ребенок, научившись ходить – это его собственная комната, другие помещения квартиры: кухня, спальня родителей, прихожая… Очень важно, чтобы в помещении ребенок ориентировался легко и сам мог найти то, что ему нужно.
Пока ребенок совсем маленький, необходимо особое внимание обратить на двери и пороги. Дверь лучше либо плотно закрывать, либо оставлять открытой настежь, а пороги обить чем-то мягким, но вовсе необязательно от них избавляться. У ребенка еще не сформировалось чувство самосохранения, он пока не понимает того, что не видит, не будет контролировать дверь рукой, а в результате может получить серьезную травму.
Второй немаловажный момент – расположение предметов и мелких вещей. Как правило, люди не передвигают мебель каждый день, но когда это случается, ребенка обязательно нужно познакомить с новой обстановкой, при этом лучше, если взрослые лишь наблюдают за передвижениями ребенка, подсказывая ему в случае необходимости, на что нужно обратить внимание. Что касается более мелких вещей, которые мы часто не убираем на привычные места, а оставляем там, где нам удобнее, то во всяком случае в помещении, где большую часть времени проводит незрячий ребенок, должен быть заведен незыблимый порядок. Если научить малыша убирать вещи на определенные места, то он быстро научится находить их именно там.
Некоторые специалисты советуют родителям не вешать в детской полки с острыми углами, обивать войлоком углы столов и других предметов. Может быть, это облегчит жизнь ребенка на то время, пока он дома. Но не надо забывать о том, что всю жизнь нельзя прожить в одной комнате, ребенок будет сталкиваться с другими помещениями, пойдет в детский сад, школу, и лучше, если он с самого раннего возраста привыкнет к тем предметам, которые будут его окружать.
Дети очень восприимчивы, у них чистая память, они очень быстро и очень много запоминают. Нет ничего удивительного в том, что ваш незрячий двухлетний малыш свободно ориентируется в квартире, не ходит с вытянутыми вперед руками. Чем больше свободы дается ребенку, тем быстрее он этому научится. Ориентировка в малом пространстве – огромный шаг к самостоятельной жизни.
К сожалению, не все родители осознают это и контролируют каждый шаг ребенка, навязывают ему игры и занятия. В результате у маленького человека уже изначально формируется комплекс неуверенности в себе, отсутствие инициативы.
В нашей стране очень немного детских садов, в которые принимают тотально слепых детей. Многие вынуждены находиться дома, общаясь лишь с родителями, братьями и сестрами, если таковые есть. Некоторые родители сознательно не отдают незрячего ребенка в дошкольные учреждения, считая, что лучше них самих о малыше никто не позаботится. Тем самым они лишают ребенка детства, самых ярких и незабываемых впечатлений, а главное, прекрасной возможности научиться общению с другими детьми, самообслуживанию.
Когда незрячий ребенок оказывается в незнакомом помещении, он, в отличие от взрослого слепого, еще не испытывает комплексов и легко начинает исследовать окружающие предметы. Если при этом его не одергивать, а лишь тихо следить за его действиями, периодически подсказывая, в каком направлении лучше пойти, он очень скоро будет ориентироваться в новой обстановке не хуже, чем в своей собственной комнате.
Ориентировка в малом пространстве предполагает обязательное знание некоторых элементарных пространственных понятий: верх-низ, право-лево, ближе-дальше, шире-уже, больше-меньше. У незрячего ребенка плохо развито образное мышление, никогда ненадо забывать о том, что он видит пространство лишь на расстоянии вытянутой руки. Соответственно, любое новое понятие нужно объяснять наглядно и в нескольких ракурсах. Например, рассказывая о величинах, важно показать несколько различных предметов, отличающихся размером: два яблока, очень большое и очень маленькое, затем те же яблоки, но уже более приближенные по размеру, кубики разной величины, книги, шарики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка не возникли искаженные ассоциативные связи: лишь яблоки могут быть больше или меньше, а остальные предметы – нет. Говоря о расстоянии, так же, необходимо подчеркнуть, что предметы могут находиться дальше или ближе, как по отношении к человеку, так и к другим предметам. Например, шкаф находится дальше от двери, чем диван. Почему дальше? Потому что если к нему идти от двери, то идешь дольше, чем до дивана. У человека две руки – правая и левая. Но на этом нельзя останавливаться, необходимо, чтобы право и лево стало абстрактными понятиями, безотносительно руки. Например: игрушка находится правее дивана, если ты встанешь к нему лицом. Такие понятия ребенок должен усвоить в раннем детстве, как и зрячие дети.
 Приходя в больницу или другое учреждение, где могут встретиться лестницы, пороги, другие препятствия, ребенка лучше держать за руку, но при этом рассказывать, в какую сторону вы направляетесь, что справа, что слева, предупреждать о лестницах и порогах. Если же ваш ребенок уже ориентируется при помощи белой трости, то не бойтесь его отпускать и лишь подсказывайте направление. Чем больше он проявляет инициативы, тем легче он в дальнейшем научится ходить самостоятельно и тем проще вам будет привыкнуть отпускать его одного.
Необходимо тщательно следить за походкой ребенка. Очень часто незрячие ходят неуверенно, шаркают ногами, приставляют одну ногу к другой. Чтобы ребенок ходил смело, нужно рассказывать ему об окружающих предметах, бегать и прыгать вместе с ним, пока он не научится делать это правильно.
И последнее. Сейчас очень большой выбор детской обуви. Постарайтесь выбирать удобную, достаточно прочную, чтобы ребенку не было больно, если вдруг он споткнется или наступит на что-то жесткое.

Категория: Альбина Саматова | Добавил: Nord (25.01.2012)
Просмотров: 556 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: