Суббота, 18.05.2024, 23:16
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Альбина Саматова

Рельефно-точечная азбука брайля: обучение письму и чтению
А. Саматова.




Среди тифлопедагогов нередко бытует мнение, что обучение ребенка чтению и письму по системе брайля до поступления в школу нежелательно и даже в некотором смысле вредно. Несколько лет назад появился принципиально новый термин – предбрайль, значение которого остается до конца не раскрытым. Прежде, чем говорить непосредственно о технологии обучения незрячего ребенка навыкам рельефно-точечного письма, хотелось бы заметить, что зрячие дети изучают азбуку задолго до поступления в школу и это не мешает им осваивать программу. Почему же знание брайля для слепого ребенка нежелательно? Здесь может быть два ответа: во-первых, в отличие от зрячих детей, среди незрячих дошкольников число умеющих читать и писать весьма незначительно, а во-вторых, очень часто за обучение ребенка берутся неквалифицированные специалисты или сами родители этих детей, имеющие на руках, в качестве методического пособия лишь тетрадь для письма по-брайлю, на обложке которой приведен алфавит. Действительно, в подобной ситуации ребенка приходится переучивать, что зачастую очень непросто сделать из-за уже сложившегося стериотипа и привитых технических навыков (закладывание бумаги в прибор, угол соприкосновения грифеля с бумагой, комбинация пальцев, держащих грифель и т.д.).  
Однако, если обучением ребенка занимается специалист, сам владеющий брайлем и имеющий большой практический  опыт, переучивать ребенка не придется, а умение читать и писать сильно облегчит процесс школьного обучения в самые сложные первые месяцы, когда большая часть времени тратится на первичную адаптацию к новой среде. Хочется еще раз подчеркнуть, что обучением дошкольников должны заниматься люди, знающие азбуку брайля не в теории, а на практике, применяющие ее не от случая к случаю, а систематически. Педагог может быть как незрячим, так и слабовидящим. Во втором случае весьма небесполезен визуальный контроль над  осанкой ребенка, постановкой руки, движениями.
Единых методов при использовании системы брайля не существует, хотя школьные педагоги пытаются стандартизировать данный процесс, выводя правила из собственного опыта и  теоретических знаний. Однако, люди, владеющие системой брайля, а главное, пользующиеся ею, разрабатывают свои собственные, удобные в каждом индивидуальном случае, способы, порой, весьма далекие от школьного стандарта. Это неизбежно, потому, приучать ребенка читать двумя руками, объясняя, что так правильно, когда он прекрасно читает одной, не имеет смысла. Что, действительно, незыблимо – это осанка. Здесь педагог должен быть неприклонен, поскольку незрячие дети очень часто наклоняют голову, поднимают одно плечо, сгибают спину, что неизбежно приведет к искривлению позвоночника и защемлению нервных окончаний.
Итак, до того, как начать непосредственно процесс обучения, ребенка необходимо познакомить с прибором, грифелем, брайлевской книгой, тетрадью. Нередко педагог начинает обучение с того, что пытается научить ребенка колоть конкретные точки (в брайлевской азбуке каждая клетка прибора поделена на 6 точек, из комбинаций которых и составляются буквы). Вряд ли у ребенка, впервые увидевшего прибор и грифель, часто плохо представляющего себе элементарные пространственные понятия, получится с первого раза не только наколоть ту точку, которую показал ему педагог, но даже удержать строку. Самое главное, поставить руку ребенка, чтобы острие грифеля было строго перпендикулярно бумаге и отработать движения кисти. Часто дети прилагают много сил, нажимая на грифель, работает не только кисть, но и вся рука. От такой работы ребенок будет быстро уставать, испортится осанка. Работу кисти желательно отрабатывать не меньше двух недель, причем абсолютно не имеет значения, какие точки ребенок будет накалывать. Здесь очень важна помощь родителей, поэтому, прежде чем учить ребенка, нужно научить того, кто будет с ним работать дома.
Когда движение руки отработано, необходимо научить ребенка держать строку, т.е. писать на той строке, которая задана педагогом. На этом этапе возникают самые большие сложности, поскольку психологически ребенок еще не понимает, для чего это нужно. Для начала необходимо вместе с ребенком посчитать количество строк в приборе и количество клеток в одной строке. Это лишь на первый взгляд кажется легко. На самом деле, незрячие дети страдают ослабленной мелкой моторикой, и если количество строк они способны сосчитать с незначительной погрешностью, то количество клеток в строке колеблется от 10 до 50 (количество клеток в одной строке – 24). Лишь преодолев этот сложный этап, можно приступать непосредственно к изучению брайля.
Взросло-ослепшие люди начинают изучать брайль не с письма, а с чтения. Опыт показывает, что в работе с детьми (в 9 случаях из 10 – врожденная слепота) эта последовательность неверна. Необходимо начинать именно с письма и именно в той последовательности, которая описана выше, поскольку зеркальность отображения, на которой основана система брайля, воспринимается ребенком с трудом и очень медленно.
Процесс обучения пойдет легко и быстро только после того, как ребенок осознал расположение точек в клетке прибора и научился колоть именно ту, которая задана педагогом. В зависимости от состояния мелкой моторики, усидчивости ребенка, общей трудоспособности этот процесс занимает от одного занятия, до двух-трех недель. Не стоит опережать события и пытаться называть ребенку те буквы, которые получаются при накалывании заданных комбинаций точек. Первоначально это должны быть просто упражнения, как в плоскопечатной прописи. Обязательным моментом является выполнение домашних заданий под контролем родителей. Необходимо объяснить, насколько важно «набивать» руку, отрабатывать навыки письма. Во избежании ошибок, работать с ребенком дома должен тот из родителей, которого обучали непосредственно педагоги.
Когда будут пройдены все подготовительные этапы, можно приступать к изучению азбуки. Оптимально изучать 3 новые буквы за одно занятие, для ребенка это несложно. На дом задается повтор материала, короткие слова из уже изученных букв. Таким образом, на изучение алфавита тратится от двух с половиной до трех месяцев. Показывая ребенку новую букву, необходимо написать ее несколько раз вместе, чтобы ребенок почувствовал точки. При этом каждая накалываемая точка называется педагогом по ее порядковому номеру, например: буква Н – первая, третья, четвертая, пятая и т.д. Процесс совместного письма осуществляется следующим образом: педагог встает за спиной ребенка, кладет свои руки на руки ребенка, повторяя его движения и комбинацию пальцев. У ребенка должно сложиться впечатление, что это он сам накалывает необходимые точки, а учитель лишь следит за его руками.
Еще один немаловажный момент в изучении системы брайля – роль левой руки. Многие дети не осознают до конца, что при помощи нее они легче смогут находить следующую клетку. Эту технологию необходимо отработать сначала без грифеля, просто передвигать указательный палец левой руки из одной клетки в другую, при этом правая рука следует за левой как бы занимая то место, которое освободила левая. У незрячих детей очень часто активна только одна рука, необходимо научить работать обе, только тогда процесс обучения письму и чтению пойдет гладко и достаточно быстро.
Изучив алфавит, научившись писать слова и предложения, можно приступать к чтению. На первый взгляд кажется, что зная буквы, сам составляя слова, ребенок быстро научится читать. Однако, очень часто именно этот процесс занимает основную часть времени. Если обучение письму требует лишь отработки техники, то при обучении чтению помимо зеркальности восприятия, узнавания букв по очертаниям (когда ребенок учится писать, он, безусловно, просматривает то, что сделал и запоминает как выглядят некоторые буквы) имеет место очень сложный, нередко тормозящий процесс момент – слабое осязание. Существует миф о сверхчувствительности пальцев у слепых. На деле же очень часто оказывается, что ребенок просто не чувствует точки. Чтобы избежать таких вещей, еще до начала обучения необходимо проверить чувствительность пальцев и в если это требуется, в качестве домашнего задания рекомендовать работу с крупами, фасолью и другими мелкими предметами. Здесь вариантов может быть множество: перебирать крупы, отделяя рис от пшена, фасоли, гороха; определение формы различных мелких предметов, камней, фруктовых косточек. При этом особое внимание родителей нужно обратить на то, что работать должны обе руки.
Основные трудности при обучении чтению могут возникнуть с так называемыми «зеркальными» буквами: Е-И, Н-Я, С-Ш, Р-В, Д-Ф, Ж-Х, О-Э, Т-Ю. Поначалу ребенок неизбежно будет путаться в этих парах, но детская память очень цепкая и при постоянной работе, эти ошибки очень быстро исчезнут. Когда ребенок читает дома, родителям необходимо следить за текстом по плоскопечатному аналогу, чтобы во время исправлять возникающие неточности. Как только ребенок осознает, что он может читать самостоятельно, все предыдущие сложности заглушит восторг и оторвать  малыша от книги будет очень непросто.
В заключении хотелось бы дать еще один практический совет родителям: не разрешайте ребенку читать, сидя на мягком диване, поскольку в таком положении позвоночник будет искривлен и этот процесс может стать необратимым. Самый лучший способ – на стуле с прямой высокой спинкой за столом, подходящим ребенку по росту, а в случае невозможности – лежа. Брайлевский текст зрение не испортит, его смело можно читать лежа в темноте.

Категория: Альбина Саматова | Добавил: Nord (25.01.2012)
Просмотров: 5835 | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: