Суббота, 18.05.2024, 22:37
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Альбина Саматова

Роль прибора «Ориентир» в формировании пространственных представлений незрячих детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
А. Саматова.




Для формирования у незрячего ребенка адекватных представлений о пространстве, изучения определенных маршрутов одной теоретической базы недостаточно. У незрячего ребенка, в отличие от взрослоослепшего, отсутствуют симультанные пространственные представления. Он знает свой дом, но не может представить этот дом в окружении других предметов, окружающей природы. В данных обстоятельствах весьма немаловажную роль может сыграть прибор «Ориентир».
Этот прибор представляет собой набор небольших по размеру предметов городского ландшафта: дома, мосты, дорожки; элементы природы: кусты, деревья, полянки; геометрические фигуры и отрезки различной длины. Все эти предметы с одной стороны содержат магнит и прикрепляются к металлическим листам разного цвета. В портативном варианте прибора таких листов 5 или 6, в стационарном – одно большое несъемное поле.
С помощью различных предметов на приборе «Ориентир» можно построить целые города, деревни, прочертить различные маршруты. Ребенок принимает в этом самое непосредственное участие. Для детей (особенно во время групповых занятий) работа с прибором превращается в увлекательную игру, дети с удовольствием придумывают свои собственные города, в которых живут придуманные ими герои.
Если проследить за работой ребенка в первые дни, еще до работы с педагогом, можно заметить, что у него практически полностью отсутствует пространственное мышление. Дома и деревья могут располагаться в хаотическом беспорядке, а чаще ребенок строит лишь один дом и сажает вокруг него деревья. Очень непросто объяснить незрячему с рождения ребенку, что таких домов в его городе очень много и что в каждом из них живут разные люди, что в городе могут быть парки, аллеи, что по улицам проходит много разных дорог. Это очень кропотливая работа, результатов которой можно ждать довольно долго. Однако это необходимый этап адаптации незрячего ребенка. Без понимания того, что пространство вокруг населено и застроено, что во всем есть некий установленный порядок, невозможно переходить непосредственно к ориентировке в этом пространстве.
Итак, для облегчения задачи, на первых занятиях педагог может подыграть ребенку в его стремлении сузить мир до его собственного домика. Ребенок с легкостью располагает на поле один дом и задумывается о дальнейшем. Начинаем вспоминать. Когда он с мамой или папой выходит из дома и идет на детскую площадку, есть ли там дорожка… Чаще всего есть. При помощи небольшого отрезка выстраиваем дорожку. Как правило, уже на этом этапе воображение ребенка начинает работать более активно. Он вспоминает, что вдоль дорожки, кажется, есть кусты. Может быть кустов на самом деле и нет. Но в данном случае важна не истина, а пробуждающееся пространственное восприятие ребенка. Как  только вдоль дорожки «вырастут» кусты, можно двигаться к детской площадке. Незрячий ребенок представляет ее себе довольно смутно, поскольку практически всегда ходит за руку с родителями от качелей к горке, от горки к песочнице и т.д. Очень важно попробовать воссоздать эту картину, пусть даже искаженную, но адекватную относительно пространства.
Некоторые дети любят начинать работу с прибором с построения обстановки собственной квартиры. Как опыт это тоже небесполезно.
Еще одним важным моментом в формировании пространственных представлений у незрячего ребенка является его собственное местоположение относительно тех предметов, которые он описывает. Если ребенок стоит лицом к какому-то объекту, он видит его с одной стороны, если же он повернется боком, то угол восприятия изменится, и ребенку это необходимо объяснить, потому что многие дети даже в 5-6 лет продолжают думать, что это предмет передвигается, а не они сами.
Для детей более старшего возраста, уже имеющих опыт хотя бы частично самостоятельного передвижения при помощи белой трости, прибор «ориентир» может стать незаменимым помощником в построении различных маршрутов  для их дальнейшего освоения. Однако, не стоит спешить с этим, поскольку одного умения ребенка располагать предметы в пространстве недостаточно для того, чтобы преодолеть такое сложное психологически обусловленное препятствие, как зеркальность отображения. Если ребенок довольно легко сможет построить, допустим, путь от входа в здание до кабинета, где проходят занятия, то это вовсе не означает, что он так же легко по этому маршруту сумеет «Вернуться» от кабинета к выходу. Ребенку кажется, что это два разных маршрута. Поэтому, в отличие от работы со взрослоослепшими, когда теорию, выстроенную на приборе можно и нужно подтверждать практикой на улице, при работе с детьми чаще всего приходится идти от практики к теории и выстраивать на приборе уже пройденный ранее путь.
 Во время групповых занятий дети часто соперничают, стараясь, чтобы города были как можно больше, чтобы в них росло много деревьев, чтобы там жили разные люди. Некоторые сочиняют целые сказки, подражают голосам героев. Очень важно не затянуть момент игры, хотя и вовсе без него, конечно, не обойтись. Но ребенок должен понять, что при помощи этого прибора он сможет многому научиться и стать более самостоятельным и независимым.
Прибор «Ориентир» должен быть в каждом детском саду, который посещают дети с нарушениями зрения, в каждом центре ранней адаптации, а при возможности и в каждом доме, где есть незрячий ребенок. Но без консультации педагога родителям не следует уходить от игрового момента и пытаться строить с ребенком реальные маршруты, поскольку ни у родителей, ни у ребенка еще нет опыта, родителям будет мешать невозможность представить все «глазами» ребенка, а у ребенка может возникнуть и сформироваться неадекватное мировосприятие, ломать которое в дальнейшем может быть очень непросто.

Категория: Альбина Саматова | Добавил: Nord (25.01.2012)
Просмотров: 1089 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: