Воскресенье, 19.05.2024, 00:41
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Альбина Саматова

Самостоятельность в быту как один из основных моментов формирования личности незрячего ребенка.
А. Саматова.




Итак, мы переходим к одному из основных моментов воспитания незрячего ребенка – самостоятельности в быту. Не секрет, что многие родители считают, что если их ребенок не видит, значит многое из того, что делают зрячие ему попросту недоступно. В этом нет однозначной вины родителей. Проблема в отсутствии специальной литературы нетеоретического характера, где на конкретных примерах было бы показано, как обучить ребенка тем или иным навыкам; нет специальных центров для родителей детей-инвалидов, где квалифицированные специалисты проводили бы спец-курсы и тренинги, формируя у таких родителей адекватное восприятие возможностей своих детей. Потому и получается, что набор навыков, с которыми ребенок придет в школу целиком и полностью зависит от характера родителей, наличия у них свободного времени, желания, терпения, а главное, веры в силы и способности ребенка.
Прежде всего, хочется сказать всем, кто воспитывает незрячих детей и работает с ними в детских садах и других специально организованных учреждениях: отсутствие зрения не лишает человека способности выполнять весь набор действий, которые выполняет его зрячий сверсник. К семи годам тотально слепой ребенок должен уметь самостоятельно пользоваться туалетом, одеваться и причесываться, самостоятельно есть ложкой и вилкой, уметь наливать жидкость в стакан, стирать мелкие вещи, пользоваться замком,телефоном, хорошо ориентироваться в знакомом пространстве, узнавать предметы на ощупь, общаться со сверсниками и со взрослыми людьми. Это не миф, а реальность. Нередко на деле получается, что родители растят маленького «гения», считая, что отсутствие зрения наградило его незаурядными музыкальными или какими-то другими способностями. Но талант никогда не мешал полноценно жить, и если вы хотите, чтобы будущее вашего ребенка было относительно легким и полным впечатлений, обязанность каждого, кто воспитывает слепого ребенка, с раннего детства обратить особое внимание на то, чтобы он умел как можно больше.
На занятиях в детском саду или центре ранней реабилитации обучить ребенка самостоятельности невозможно. Педагог может лишь показать, как правильно подойти к той или иной задаче. Закрепление каждого навыка требует много времени и постоянной тренировки.
Самое правильное, хоть это и нелегко осуществить – с самого рождения не относиться к ребенку как к инвалиду. Да, он не видит, ему сложнее что-то найти, он не знает, что какого цвета,ему трудно ходить без вашей помощи… Но все остальное он может делать точно так же, как и его зрячие друзья. Не стоит жалеть ребенка и позволять ему капризничать, добиваться своего, лениться. От многих приходится слышать, что в 4-5 лет их ребенок еще не пользуется туалетом, а предпочетает горшок. Когда спрашиваешь почему, родители объясняют, что ему так удобнее, потому что он не видит. А при чем здесь зрение? Ваша задача научить ребенка садиться на унитаз и спускать после себя воду. Методика у каждого может быть своя собственная. Главное, чтобы незрячий ребенок делал это точно так же как и вы сами, как и ваши зрячие дети.
Самостоятельный прием пищи – одна из основных проблем, с которой очень многие родители не могут справиться даже к 6-7 годам. В лучшем случае они докармливают своих детей, но нередко просто кормят с ложечки, а пить дают из бутылочки, потому что так удобнее, ребенок не обольется. А зрячие дети не обливаются, когда учатся пить из чашки? А у них на тарелке не остается поначалу больше половины еды несъеденной? Почему же в случае со зрячим ребенком это считается нормой, а если ребенок слепой – это уже специфика?
Попробуйте поначалу наливать лишь полчашки теплой воды (даже если ребенок ее разольет, то во-первых не испачкается, во-вторых не обожжется), встаньте за его спиной, возьмите чашку его руками, наложив свои руки так, чтобы ему казалось, что это он сам держит чашку, а вы лишь слегка ему помогаете. Поднимите чашку со стола, поднесите ко рту ребенка и ждите, что будет дальше. Прием пищи – это не навык, а инстинкт. Специально этому учить ненужно. Как только чашка с водой окажется возле губ ребенка, неважно слепой он или зрячий, ребенок быстро поймет, что с ней делать. В первые дни чашку лучше держать вместе, потому что неудача может напугать малыша и потом он долго не согласится повторить попытку.
Есть, конечно, начинают ложкой. Сейчас можно купить очень удобную детскую посуду на присосках. Тарелка устанавливается на столе и прикрепляется к нему с помощью этих присосок. Теперь ребенок не сможет так легко опрокинуть на себя весь свой обед или разбрызгать его по стенам кухни. Самая удобная еда для обучения – не слишком густая, но и не слишком жидкая (не манная, а лучше рисовая или гречневая) каша. Берем ложку рукой ребенка, стоя у него за спиной. Ложка не должна быть слишком большой и тяжелой. Возьмите такую, которую ребенок легко удерживает в руке. Многие люди, не сталкивавшиеся ранее со слепыми, считают, что самое сложное – это поднести ложку ко рту. На самом деле это совсем нетак. Самое сложное – научить ребенка набирать ложкой еду из тарелки. Для этого лучше, чтобы еды было в тарелке больше, чем ребенок сможет съесть. Дотроньтесь ложкой до края тарелки, который ближе к ребенку, затем чуть-чуть отодвиньте ложку назад и вниз и снова подведите к краю. Когда ложка коснулась края тарелки, поднимайте и вместе с ребенком подносите ее к его рту. Не позволяйте ребенку залезать руками в тарелку и ощупывать ее содержимое. В будущем избавиться от этого будет очень нелегко. Когда ребенок станет постарше, лучше приучите его «помогать» ложке маленьким кусочком хлеба. Когда ребенок научится есть самостоятельно ложкой, взять в руки вилку для него особых проблем не составит. Для начала лучше всего класть на тарелку что-то довольно крупное и не слишком жесткое, чтобы ребенок научился накалывать на вилку. Это основное. В дальнейшем с опытом этот процесс станет чисто автоматическим. Незрячие люди не только едят самостоятельно, но и прекрасно готовят, могут без труда красиво нарезать на праздничный стол любые продукты, испечь торт и т.д.
Умываться дети научаются довольно легко, поскольку в данном процессе основным является тактильный контакт с водой. Самое сложное – научить ребенка чистить зубы, накладывать пасту на зубную щетку. Для облегчения процесса лучше всего, если ребенок будет выдавливать пасту не на щетку, поскольку без зрительного контроля сделать это, действительно, нелегко, а непосредственно в рот, поднеся тюбик с пастой к губам. В этом случае количество зубной пасты можно проконтролировать языком. После чего, намочив щетку, можно без труда почистить зубы, распределяя пасту по всейполости рта. Ребенок быстро и легко освоит эту процедуру и вы сами поймете, насколько для него это проще. Никогда ненадо забывать, что всю жизнь контролировать его действия никто не сможет, и ему придется со всем справляться самостоятельно.
Еще один нелегкий этап в воспитании незрячего ребенка – научить его самостоятельно одеваться. Многие родители изначально осложняют этот процесс тем, что начинают помечать вещи (пуговички на колготках спереди, различные метки на футболках и свитерах и т.д. В будущем приучить ребенка не ориентироваться на заранее заготовленные подсказки будет очень непросто. Поэтому лучше изначально не создавать их. У любой вещи существуют свои метки, на которые и стоит обращать внимание ребенка. Например, на любом свитере или футболке в области шеи с задней стороны пришит лейбл фирмы-изготовителя. Он легко прощупывается и служит хорошим индекатором. Сложнее с колготками, но и в этом случае объяснить ребенку, что сзади всегда должно быть двшва, а спереди один, вполне реально. Незрячие дети нередко с трудом отличают лицевую сторону ткани от изнаночной. Здесь хотелось бы отметить, что даже с немалым жизненным опытом сделать это не всегда бывает легко. Поэтому, когда речь идет об одежде, то не стоит тратить время на то, чтобы дать почувствовать ребенку едва заметную разницу между лицом и изнанкой ткани, а лучше обратить его внимание на швы, которые всегда более ощутимы. У рубашек, кофточек, курток и другой одежды, которая застегивается спереди, необходимо, прежде всего, найти воротник, поскольку часто дети, найдя рукава, которые гораздо более заметны, надевают вещь воротником вниз. Если куртка с капюшоном, попробуйте научить ребенка надеть сначала капюшон, а лишь после этого рукава.
У незрячих детей нередко нарушена мелкая моторика рук. И именно поэтому им трудно справляться с различными застежками, а не из-за отсутствия зрения. Для облегчения этого процесса, лучше заранее смастерить наглядный материал. Например, к лоскуту ткани размером с носовой платок пришивается довольно крупная пуговица. Затем берем несколько кусочков ткани поменьше и в середине каждого из них делаем дырочку, в которую эта пуговица будет легко помещаться. Чтобы ткань не рассыпалась, дырочки можно обметать по краю. С помощью таких ласкутков можно довольно легко и быстро научить ребенка расстегивать и застегивать пуговицы, проделав это несколько раз вместе, стоя за спиной ребенка и руководя его руками.
Кнопки и «липучки» как правило, проблем не вызывают, впрочем, как и застежка-молния. Самое сложное здесь – завязывание шнурков. Здесь можно дать практический совет, который, может быть, покажется кому-то уходом от трудностей,- не покупать ребенку обувь на шнурках. Без такой обуви можно прожить, сейчас много очень разнообразных моделей обуви, которую ребенок сможет надевать самостоятельно. А завязывать узлы можно и нужно учиться, но вовсе необязательно изначально придавать им функциональное значение.
Очень важно с самого раннего детства приучать ребенка к аккуратности и научить его следить за чистотой одежды. Конечно, осознание придет несразу, тем более, что у тотально слепых с рождения отсутствует даже минимальный зрительный опыт, но ребенок усвоит правила на теоретическом уровне и в дальнейшем ему будет легче применять их на практике.
В заключении хотелось бы еще раз повторить, что слепота не лишает человека самостоятельности, она лишь накладывает некую специфику, появляются и развиваются индивидуальные методики освоения различных процессов. Обучение незрячего ребенка самым простейшим вещам, порой, занимает в несколько раз больше времени, чем  обучение зрячих детей, но роль родителей и состоит в том, чтобы быть терпеливыми и дать ребенку то, без чего он в жизни обойтись не сможет.

Категория: Альбина Саматова | Добавил: Nord (25.01.2012)
Просмотров: 658 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: