Пятница, 07.02.2025, 08:29
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Книжная полка

ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПЫХ
[ Скачать с сервера (268.8 Kb) ] 26.01.2012, 23:32

Проф. К. БЮРКЛЕН
Директор института слепых в Пуркерсдорфе (близ Вены)
 
ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПЫХ
 
ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО. 1934 Г.
 
ПОД РЕДАКЦИЕЙ И С ПРЕДИСЛОВИЕМ ПРОФ. В. А. ГАНДЕРА
 
 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКВА 1934 г.
 
 264 страниц.
str. 3
 
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА.
 
При переводе книги <Психология слепых> Бюрклена имелась цель позна-
комить тифлопедагогов и лиц, интересующихся вопросами психологии,
с этим капитальным трудом, в котором сконцентрировано существенное по
различным вопросам психологии слепых из трудов авторов разных стран
Западной Европы, вышедших из печати за 200 лет. Автор, берясь за этот
труд, имел целью собрать и систематизировать имеющиеся литературные
работы, подчас совершенно недоступные, представляющие библиографиче-
скую редкость. По своему мировоззрению автор не является марксистом
и все вопросы трактует с точки зрения буржуазной науки, поэтому чита-
тель при использовании приводимых автором весьма ценных материалов
по психологии слепых должен критически отнестись к его выводам. Книга
имеет эклектический характер. Автор приводит взгляды и наблюдения
иногда диаметрально противоположные, он цитирует часто слова автора
буквально и обстоятельно <с той цемыо, чтобы в сомнительных случаях
дать возможность читателям самим сделать свой вывод>; местами автор
старается примирить противоположные взгляды, иногда же дает определен-
ное заключение, часто не соответствующее нашим взглядам на слепого
с точки зрения советской тифлопедагогики. Так, говоря об имеющихся
взглядах на слепого, он приводит, с одной стороны, оптимистически звуча-
щие слова Кона, что <у слепого есть все, кроме абсолютно неограниченной
свободы к передвижению... слепой представляет жизнь в правильных об-
разах, и его живо работающий ум абсолютно не чувствует себя изгнанным
во мрак>, с другой стороны, приводит резко противоположные взгляды
Штейнбереа, который указывает на <исключительное значение глаза для
всей психической жизни... вплоть до интеллектуальной деятельности и
считает, что <слепой образует собой особый тип>, сам автор приходит к вы-
воду, что в <конечном итоге мы должны рассматривать слепого как чело-
века иного рода, нежели зрячий>, таким образом у автора доминирует взгляд
на слепого как на <особенного> человека. Такой взгляд не соответствует
нашей точке зрения: рассматривая слепого не вне принадлежности его к
определенной социальной группе и в условиях жизни нашего Союза, видя>
что слепые усваивают наравне со зрячими социалистические формы труда
и что в практической своей деятельности они идут в ногу со зрячими, мь>
приходим к выводу, что слепой не представляет <особый тип> человека,
что он является социально полноценным. Мы не можем также согласиться
с выводами автора, что слепота оказывает <значительное влияние
на физическое развитие, на сенсорную и психическую жизнь> и что <вырав-
нивание никогда не может быть достигнуто полностью, так как последствия
недостатка слишком велики для этого>. Наши наблюдения показывают,
 
8
 
STR.4
что часто дети, даже слепые от рождения и с полным отсутствием зрения,
обладают хорошею моторикою. Изучение социально-бытовых условий и
окружения слепых детей говорит за то, что причины отсталости в физиче-
ском развитии коренятся в неправильном воспитании. В этих случаях,
как нигде, приобретает особо важное значение дошкольное воспитание сле-
пого ребенка. В дальнейшем мы также наталкиваемся на мнения и сужде-
ния, не соответствующие нашим взглядам, но, имея свою прочную установку
и потому критически относясь к некоторым положениям, мы сможем из-
влечь из этой книги, богатой различными материалами, фактами, опытами,
те знания по психологии слепых, которые необходимы для тифлопедагога.
 
Особенно богатый материал дан в I и II главах об ощущениях и представ-
лениях; очень широко разработан такой важный вопрос, как <чтение и
письмо слепого>. Но и в этих двух главах мы наталкиваемся на такие резюми-
рующие слова автора, с которыми никоим образом нельзя согласиться:
 
"так до сих пор еще большим спорным вопросом является то, как следует
.воспитывать осязание слепого - этот главный познающий мир орган сле-
 
иого, и мы не можем признать правильным мнение автора, что <специаль-
ные упражнения осязания могут быть оправданы>; в немецких школах
 
слепых, несмотря на таких сильных противников специальной гимнастики
1 пальцев, как Цех, такая гимнастика все-таки применяется; мы считаем,
что все развитие осявания должно быть построено исключительно на игре
д труде, но что игры и труд должны быть настолько разнообразны, чтобы
способствовать разностороннему развитию осязания, в этом отношении
политехническое воспитание дает максимальные возможности для такого
 
 всестороннего развития. Нужно также осторожно относиться ко всем тем
выводам, где приводятся в тесную связь слепота и такие области, которые
по существу совершенно не зависят от зрения; так, например, нельзя согла-
ситься с автором, что <отсутствие зрения может обусловить собой некото-
рые отклонения в сфере органических ощущений>. Наблюдаемое у слепых,
действительно, обильное потребление пищи надо рассматривать не как
усиление органических ощущений, а как привычку, выработанную с детства
усиленным кормлением вкусными кусками, даваемыми жалостливыми ,
 
родителями. ::
 
Подходя к вопросу о <чувстве препятствия>, автор, Подводя итоги, слит- :
 
ком безапелляционно говорит, что <ощущения приближения ни в коем слу- -
чае не могут быть приписаны слуху, но могут, вероятно, быть щичисаны
осязанию>. Слепой профессор Биллей, основываясь на самонаблюдении
и на ряде опытов, приходит к совершенно противоположному выводу, что
он и доказывает в своей книге <Психология слепых> 1. Считать, что чувство
расстояния - это совершенно особое ощущение и что существует какой-то
орган чувства расстояния, конечно нельзя, но какой из органов чувств,
 
осязание или слух, играют преобладающую роль, трудно еще сказать за
 
отсутствием достаточно точных опытов в данной области.
 
Следует также остановиться на вопросе методики обучения чтению и
письму слепых. Автор считает, что единственным, соответствующим <син-
тетической структуре психики> является звуковой метод. Такое мнение
является господствующим в школах Западной Европы, за исключением
школ слепых Англии и САСШ, где пользуется большим распространением
 
1 Ом. Психология слепых, П. Биллей. Перевод под редакцией проф. В. А. Рамдера,
издание Учтедгвэа, 1932 г.
 
4
 
метод целых слов 1; опыт русских школ также показывает, что с большим
успехом применяется аналитико-синтетический метод, дает неплохие ре-
зультаты в руках опытного педагога и метод целых слов. Не только при
обучении чтению и письму, но и в других областях могут быть применяемы
все методы, практикующиеся при обучении зрячих, базируясь еще только
на осязании, а не на зрении.
 
Наиболее серьезным является вопрос - в какой мере познают слепые
окружающий их мир и являются ли их представления о нем достаточными
и точными. В этой области больше всего споров и противоречий; прислуши-
ваясь к мнению образованных слепых и делая наблюдения над работой
слепых, видя, как они разбираются в подчас очень сложной машине, мы
приходим к выводу, что предметные представления не отличаются <з н а-
чительным несовершенством>, как то считает автор книги. Если
теоретически они отличаются несовершенством (выпадают зрительные
представления), то пргкгически они могут быть вполне точными, если они
приобретены путем известных восприятий, главным образом осязанием;
 
но в силу недоступ! о?ти для слепых многих предметов для чувственного
восприятия их, мы должны, конечно, говорить об ограничении предметных
представлений в количественном отношении; словесные представления по
атой же причине не только могут не быть в полном соответствии с реаль-
ными представлениями, но могут создавать суррогатные представления
о предмете; самое точное описание предмета может только тогда дать точное
представление о нем, если имеется большой запас конкретных представ-
лений, по аналогии с которыми и создается новый образ. Таким образом
мы считаем, что в основе правильного воспитания лежит воспитание с
самых ранних лет осязания как органа, дающего конкретные представления,
и потом уже слуха, дополняющего сведения, полученные путем осязания;
 
только при таких условиях мир слепого будет богат правильными пред-,
ставлениями, и будет избегнуто развитие у него суррогатных представлений.
 
Последующие главы III и IV о мыслительной деятельности слепого и
его эмоциональной жизни и V заключительная глава об образовании лич-
ности слепого дают меньше фактического материала, в них внесено много
субъективизма, и в них особенно резко выступает точка зрения буржуаз-
ных стран, указывается на развитие <особых специфических> черт харак-
тера <особых влечений> слепого, но не дается правильная трактовка при-
чин появления тех или других черт характера, наблюдаемых, действитель-
но, у очень многих слепых. Слепота ли лежит здесь в основе? Касаемся
вопроса о <повышенном эротизме> у слепых. И в русской литературе, в
повести <Слепцы> слепого писателя Рязанцева, мы встречаем картины по-
ловой распущенности, но эта распущенность гнездится в тех условиях,
при которых развиваются половые пороки и среди зрячих.
 
Вопрос о том, имеет ли право слепой вступать в брак и иметь семью, мо-
жет только возбуждаться в буржуазных странах, где не отрешились от
представления о слепом, как о существе, нуждающемся в опеке от колыбели
до могилы. Этот вопрос был предметом горячих споров и у нас на II Все-
российском съезде учителей слепых 1909 г. В условиях нашего Союза,
где слепой признается социально-полноправным членом общества и при-
нимает участие в социалистическом строительстве, ему предоставляется
устраивать свою личную жизнь так, как он хочет. Опасение, что от браков
 
1 Максфельд, Современные методы обучения слепых чтению в школах САСШ.
STR.6
слепых будут рождаться слепые дети, может оправдаться только в том
случае, если у родителей имеется наследственная форма слепоты, которая
 
-встречается редко.
 
Ненормальные условия, в которые ставится слепой на Западе и ставился
 
у нас в дореволюционное время, изоляция его от широкой общественной
культурной жизни приводят к появлению у него таких влечений. Такие
черты Характера, как подозрительность, недоверие, упрямство, переоценка
или недооценка себя, составляющие также как бы <специфические> черты
характера слепого, являются также следствием тех жизненных условий,
в которые ставится слепой с ранних лет. Наблюдения над поведением сле-
пых детей в правильно налаженном коллективе показывают, что изменение
условий жизни изменяет и черты характера; у слепых детей также законо-
мерно меняется характер в зависимости и от физиологических причин
(например в пубертатном возрасте), а большое количество трудновоспи-
туемых слепых детей надо объяснить отчасти болезненностью их и частью
 
травматизацией их словом и делом.
 
Социальные условия, в которых слепой чувствует себя под постоянной
 
опекой зрячего, всегда вызывают среди слепых чувство неудовольствия,
протеста, каковое чувство зрячие обыкновенно склонны приписывать
неблагодарности слепых. Все это создает между зрячими и слепыми стену
непонимания, а у слепых еще кроме того неудовлетворение жизнью. Не
только в буржуазных странах, но и в СССР среди зрячих до сих пор много
 
еще <косности и недоверия> по отношению к слепым 1.
 
Но можем ли мы вполне отрицать влияние самой слепоты на духовную
жизнь слепых? Если мыслительная деятельность слепых широка, то не
можем же мы отрицать, что отсутствие такого могучего фактора в развитии
эмоциональной жизни, как зрения, не могло не отразиться на глубине эмо-
циональной жизни слепого.
 
Мы коснулись только наиболее существенных вопросов, поставленных
 
автором книги; читатель натолкнется еще на ряд вопросов, освещенных
с буржуазной точки зрения, но затронуть все эти вопросы в пределах пре-
дисловия невозможно; думается, что если читатель усвоит основную точку
зрения на слепого как на человека полноценного в культурном и трудовом
отношении и будет учитывать все те ограничения, которые вызывает сле-
пота непосредственно, то он сам разрешит эти вопросы; он должен только
помнить, что такую полноценность слепой может приобрести исключительно
с помощью правильного воспитания, основанного на использовании всех
оставшихся у него органов чувств и на широком общении его с окружающим
 
миром.
 
В заключение считаем своею обязанностью выразить нашу признатель-
ность Г. Е. Аркину за сотрудничество его в переводе настоящей книги,
д-ру Ю. Д. Жаринцовой за содействие в обработке перевода и проф. Л. С. Вы-
готскому за ценные указания и советы.
 
Вл. Гандер.
 
1 См. статьюАоход на заводы>, журнал <В ногусо зрячими>, №1,1932 г. Издание о-ва
слепых.
 
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА.
 
При изучении нашей литературы о слепых я выявил отсутствие фунда-
ментального труда по психологии слепых. На запросы исследователей и
тифлопедагогов о соответствующей литературе можно было указывать
лишь на отдельные, неисчерпывающие и подчас недоступные работы.
О необходимости объединения всего этого материала в один труд о <пси-
хологии слепых> было высказано еще десятки лет назад, но не нашлось
никого, кем бы эта работа была выполнена.
 
Эта причина, а также мои исследования по психологии слепых, кроме
того мои занятия со студентами педагогической академии в Вене побудили
меня заняться проработкой и систематизацией этих материалов. Предла-
гаемая книга является плодом многолетней работы по просмотру и прора-
ботке литературы, цель и задачи этой книги изложены во введении.
 
Эту книгу я посвящаю учреждениям для слепых детей, побудившим меня
на этот труд, педагогам, избравшим тот же научно-исследовательский путь,
слепым как вспомогательное средство к их самопознанию, и прежде всего
науке, которая зажигает факел знания для слепых.
 
Пуркерсдорф около Вены. Июль 1924 г.
 
Карл Бюрклен.
STR.8
ВВЕДЕНИЕ.
 
Ни одна отрасль психологии и педагогики не получила до настоящего
времени столь слабого научного освещения, как та специальная область,. -
которая рассматривает вопросы слепоты. Вековые предрассудки, мнения .
и взгляды относительно слепоты, источники которых трудно даже просле-. :
 
дить, еще и сейчас в ходу. Насчитывающая столетнее существование тифло-
педагогика привела, правда, в результате интенсивного наблюдения над
слепыми, по крайней мере отчасти, к более совершенному познанию этого
явления и покончила с самыми грубыми предрассудками, но дальше этой
работы по очищению данной области от всякого мусора едва ли удалось
пойти. К сожалению, до настоящего времени лишь немногие занимались
обоснованием научного изучения психической и сенсорной жизни слепые.
До сих пор еще не было попыток объединить от-
дельные скудные работы и формировать из них
<психологию слепых>, несмотря на объявленную
полстолетия назад премию за такую работу.
 
Если, с одной стороны, отсутствие такой попытки объясняется трудностями
в собирании и рассмотрении имеющихся литературных работ, то, с дру-
гой стороны, причиной этого служит неоднократно высказывавшийся спе-
циалистами взгляд, что особой <психологии слепых> не существует. Нам
представляется поэтому необходимым прежде всего ответить на вопрос,
по какому праву мы употребляем этот термин и в какой мере слепой может
быть объектом особой ветви психологии.
 
Недуг слепоты приносит с собой, несомненно, существенное ограничение
общей способности восприятия согласно положению - <чего не было в наших
ощущениях, того нет и в нашем представлении>. Нужно заранее принять,
что это ограничение оказывает значительное влияние не только на физи-
ческое ра:в>1тпе, но и на сенсорную и психическую жизнь. Ъ наиболее
ясной форме это влияние обнаруживается у ослепших, когда это сужение
психической жизни наступает почти непосредственно вслед за слепотой.
Вот что говорит сб этом один из таких ослепших (Е. Ham, Jugenderinne-
rungen), у которого зрение угасло в наиболее восприимчивом детском воз-
расте: <Этот день (когда он осознал свою слепоту) стал поворотным пунктом
в моей жизни. Поэтому он сохранился так ясно, так неизгладимо в моей
памяти. В этот день я вышел из мира зрячих людей. Я еще не вошел в мир
слепых, но бессознательно приближался к нему. Я вошел в мир, который
должен был стать моим собственным, созданным мною огромным миром, -
в мир моей фантазии. Еще неясно и смутно, как бы только предчувствуя,
понял я, что здесь в среде <угловатых вещей> у меня еще нет своего собствен-
ного мира. Понемногу я создал в себе, - я не знаю, было ли это исключи-
 
 
тельно моим собственным продуктом, - новый, еще совсем узкий, малень-
кий мир, мир, в котором я не мог натолкнуться на дерево или упасть
в яму, мир моих собственных мыслей и ощущений. Во мне забрезжило-
тихое, еще совсем крошечное счастье, а именно сознание, что мой соб-
ственный дом во мне самом. У меня есть моя собственная почва, на которой:
 
я могу спокойно жить и с которой никто в этом мире не может меня
столкнуть>.
 
В очень тонкой форме передано такого же рода признание в следующих
стихах;
 
<Kuhler wird es, wo ich wohne,
 
Dammeriger nah und fern,
 
Aus der Himmelsstrahlenkrone
 
Fehit schon mancher schone Stem.
 
Tiefer fussen Tal und Grufte,
 
Zauberhafter rauscht der Hain,
 
Und mit susserem Gedufte
 
Schliesst sein voiles Laub mich ein.
 
Magst du, bunte Welt, verblasseni
 
Aus dem feurigen Gewuhl
 
Kehrich schauernd und gelassen
 
In mein innerstes Gefuhl>.
 
Эрика Рейнш, Ослепшая.
 
Становится в моем жилище
 
Вве холоднее и сумрачнее,
 
Из созвездия небесных лучей
 
Выпала уже какая-то красивая ввсвда.
 
Все глубже долины и дубравы,
 
Все волшсбнее лес шумит,
 
И меня его густая листва
 
Своим сладким ароматом пьянит.
 
Чго же, померкни, пестрый мир)
 
Из твоего огненного водоворота
 
Я уйду с трепетом тихим
 
В тай !IIKII моей души.
 
Таким образом зрячий, которого поражает слепота, ясно сознает, что
вследствие своего недостатка он переходит в другой мир, что с этим недо-
статком связаны многочисленные трудности, но также и стимулы. Связан-
ное со слепотой сужение воспринимаемого мира толкает естественным об-
разом в определенном направлении его ум и его чувство. Мышление его и
эмоции, склонности и действия под влиянием дефекта видоизменяются и
преобразуются.
 
Понятно, что значительно резче, чем у поздноослепших, следствия сле-
поты проявляются у тех, которые родились слепыми или лишились зрения
в самом раннем вэзрасте. У них очень рано выступают те моменты, частью
задерживающего, частью стимулирующего характера, которые усиленным
образом воздействуют на внутреннюю жизнь. У них развиваются поэтому
такие особенности, которые обычно у зрячего в той же мере не проявляются,
и можно предположить, что в результате изолированной жизни слепых
без общения со зрячими должен был бы возникнуть особый тип людей.
 
Однако вследствие незначительного числа слепых обособленность их от
мира зрячих ни в ксем случае не может быть полной. Так как их развитие
всегда протекает в обществе зрячих, то не может образоваться тот своеоб-
разный тип, какой получился бы в результате полной их обособленности.
Однако во всяком случае имеется определенная сумма отличий, и потому
 
9
STR.10
возникает вопрос, являются ли эти различия настолько резкими, чтобы
можно было рассматривать слепого как тип.
 
В те времена, когда слепые жили вне воспитательного влияния зрячих
и были просто предоставлены самим себе, их недостаток отражался совер-
шенно иначе на их развитии, и эти слепые обнаруживали такие типические
черты, что из этих отдельных черт и сейчас еще можно легко составить
образ слепого старого времени. Мы находим этот образ увековеченным в
народных пословицах и выражениях, в которых слепой фигурирует глав-
ным образом как несчастный, беспомощный человек, большей частью как
нищий; уже с давнего времени слепые были представлены в народном языке
как особый класс, характеризующийся прежде всего своей беспомощностью,
недостаточностью в ориентировке, ограниченностью в сфере восприятий
и действий и также рядом других психических особенностей.
 
После того как в отдельных случаях были даны доказательства способ-
ности слепых к образованию, взгляд на слепых начал меняться, по край-
ней мере среди узкого круга образованных людей, в то время как в широкой
публике продолжало еще господствовать старое воззрение. Постепенно
в центр интереса все более и более начинал выступать образованный сле-
пой. Этот тип слепого впервые описан философом Дидро в его <Письме о
.слепых> (1749). В <Слепых из Пюизо> изображается один слепой, которому
удалось под руководством зрячих и благодаря собственной силе воли выйти
отчасти из тех узких границ, в которые его заключил его дефект, использо-
вать в широкой мере чувство осязания и слух и освоиться с различными
 
знаниями и уменьями. Приобретенные им представления были однако
иеясными и недостаточными, его способность суждения оставалась ограни-
ченной, и его взгляды на имеющиеся у зрячих ощущения и законы нрав-
ственности обнаруживали несоответствие с действительностью. Он сам
 
сознавал превосходство зрячих в отношении возможностей развития и
деятельности, но искал других путей для своего развития, нежели путь
 
зрячих.
 
В дальнейшем, в результате распространения среди слепых образова-
ния, слепые получали все большие и большие возможности для того, чтобы
 
сравняться со зрячими, хотя при этом своеобразие слепых частично стира-
лось, однако оно никогда полностью не исчезало, и ярче всего наблюдается
у слепорожденных. Свойственные и слепому особенности находятся в зави-
симости от его природных задатков и приспособляемости, от действующего
на него воспитания, от сознания им своего положения и от его воли. Обра-
зование слепых было до сих пор направлено к тому, чтобы освободить сле-
пого от создаваемой из-за его недостатка отчужденности и приблизить
его, насколько это только, возможно, к томугмиру зрячих, в котором он
.должен жить и работать. Такого рода воспитание оказывает действенное
влияние на большинство слепых, и последние все более удаляются от спе-
цифического типа слепого. Однако это выравнивание никогда не может
 
быть достигнуто полностью. Последствия недостатка слишком велики для
 
этого, и они все снова и снова дают себя знать. Слепые неоднократно уже
пытались понять и в действительности понимали сущность своего своеоб-
разия и стремились к развитию своей личности именно как слепого, -
ясное указание на то, что это своеобразие действительно присуще слепому
 
Не только слепорожденные, но также и ослепшие стремятся, исходя из созна-
 
ния того, что они никогда не сумеют уподобиться зрячим, развить остав.
 
шиеся у них способности, хотя бы и односторонним и отличным по сравне-
 
го
 
нию с зрячими образом. Другая часть слепых занимает противоположную
позицию.
 
Послушаем представителей обоих направлений. Это академически об-
разованные слепые нашего времени, которые, на основании самонаблюде-
ния и наблюдения над своими товарищами, пытаются охарактеризовать
своеобразие психологии слепых.
 
Для доктора Кона (Cohn, 1917) вея психология слепых сосредоточивается
на том, в каком объеме и в какой степени может слепой создать себе ком-
пенсацию отсутствующего зрения и таким образом сформировать свою
внутреннюю жизнь и восстановить психическое равновесие, резко нару-
шенное слепотою. <Сначала эту роль играет осязание, которое посредством
специального обучения и упражнения приобретает способность преобразо-
вывать зрительные восприятия в тактильные и передавать их мозгу в виде
пластического образа. Наглядное обучение, которое получает необходимое
дополнение в ручном труде и моделировании, вводит слепого ребенка еще
дальше в мир предметов. Поразительно, в какой мере может таким путем
образоваться способность к правильному представлению!> С помощью ося-
зания слепой может освоиться со всем тем, что представлено в пространствен-
ной форме. Вторым компенсирующим фактором является слух. Вспомога-
тельную роль играет у слепого также обоняние.
 
<Если оставить в стороне несущественные ограничения, то слепой обла-
дает возможностью и способностью компенсировать отсутствующее зрение
до такой степени, что он может сказать, что у него есть все, кроме абсо-
лютно неограниченной свободы передвижения. Его хорошо развившаяся
способность представления передает ему окружающую жизнь в правиль-
ных образах, и его живо работающий ум, который абсолютно не чувствует
себя изгнанным во мрак, приводит его в центр мира зрячих. Лишь немногие
слепые жалуются на свою слепоту и хотели бы быть зрячими>.
 
Совершенно иначй рисует нам состояние слепоты доктор Штейнберз
(Steinberg, 1917).
 
<Слепой представляет собой особый тип. Глаз является важнейшим ор-
ганом для восприятия внешнего мира, а так как восприятия входят в ка-
честве. элементов в самые сложные психические образования, то глаз имеет
одновременно исключительное .значение для всей психической жизни.
Его влияние простирается вплоть до чисто интеллектуальной деятельности.
Каждая мысль должна иметь определенную словесную формулировку,
и чувственный субстрат речи, который до известной ступени духовного раз-
вития лежит в основе понимания, состоит в подавляющей степени из зри-
тельных представлений. Бесчисленное количество явлений самого различ-
ного вида может восприниматься лишь посредством глаза, и поэтому эти
явления не могут определять и побуждать волю слепого. Пространственные
формы и цветовые комплексы, своеобразие которых делает их носителями
эстетических ценностей, могут обогащать нашу эмоциональную жизнь лишь
через посредство органа зрения, и даже отношения людей друг к другу
находятся до известной степени в зависимости от него: только тот, кто ви-
дит грустную черточку на устах молчаливо страдающего человека, станет
его утешать; только глаз говорит нам о дружеской улыбке, которая при-
ветствует нас. Так как слепота вызывает во всей психической жизни выпа-
дение многообразных и ценных побудительных стимулов, возникает вопрос,
может ли вообще человек, обладающий этим недостатком, сформироваться
как личность. Однако неправильно было бы думать, что слепота ха-
 
 11
STR.12
рактеризуется исчерпывающим образом теми недостатками, которые она
обусловливает. Благодаря пластичности психической жизни на почве вы-
падения тех или иных функций возникают не только недостатки, но и
видоизменения оставшихся функций. Эти преобразования составляют поло-
жительные факторы в психическом своеобразии слепого. Чтобы способство-
вать вообще развитию, нужно прежде всего создать возможность компен-
сации бесчисленных недостающих стимулов, исходящих из окружающего
нас обогащающего материала. Для этого нужна особого рода установка по
отношению к сенсорной деятельности. Обычно упоминают как о чем-то
само собой понятном, недостаточно только оценивая все значение того
факта, что слепой энергично использует те ощущения, которые ему при-
носят оставшиеся чувства. Они образуют основу его психической жизни.
Зрячий человек большей частью мало нуждается в них и поэтому полностью
не использует их, и лишь с трудом может составить себе представление об
их богатстве. Это богатство достаточно велико для того, чтобы создать чув-
ственный субстрат, необходимый для формирования многообразно расчле-
ненной внутренней жизни. Интенсивная установка на тактильные и аку-
стические ощущения научает слепого воспринимать их в их предметном
значении и таким образом делает для него возможными такие действия,.
которые зрячий, если не принципиально, то фактически большей частью
не может выполнить. Чисто психическая обусловленность этих действий
не позволяет нам рассматривать их как подарок природы, а заставляет нас
видеть в них продукт работы психического аппарата и одновременно делает
нам понятным, как ослепшие могут войти в свой новый мир. Из всех этих
соображений необходимо вытекает, что слепой образует собой особый тип:
 
во-первых, потому что у него отсутствуют восприятия, составляющие ос-
нову психической жизни нормального человека, и, во-вторых, потому что
те совершенно иного рода впечатления, которые он получает посредством
оставшихся чувств, приобретают для его элементарных психических со-
стояний, для формирования его личности такое же значение, какое в иных
случаях принадлежит зрительным представлениям>.
 
Сопоставление этих обеих характеристик представляет особый интерес
потому, что один автор пытается уменьшить по возможности пропасть,
отделяющую слепого от зрячего, тогда как другой совершенно сознательно
подчеркивает существующие между ними различия и говорит о формиро-
вании особого типа личности, соответствующего переживаниям слепого.
Известный шж о юг, проф. Штерн, говорит по этому поводу следующее:
 
<Мне кажется, что сама эта противоположность носит психологический
характер; вероятно, оба слепых принадлежат к различным типам, из
которых каждый насчитывает в мире слепых многочисленных представи-
телей>.
 
В конечном итоге мы должны рассматривать
слепого как человека иного рода, нежели зря-
чего. В пользу этого говорит не только общее наблюдение, но и более
глубокое проникновение в состояние слепоты, а также наблюдение слепых
над самими собой. Этот взгляд сохранит свою силу и в том случае, если нам
не удастся установить совершенно чистый тип слепого, который мог бы раз-,/
виться лишь в обособленном мире слепорожденных. Поскольку слепые
рождаются и воспитываются в мире зрячих, этот тип никогда не проявится
в полной мере, хотя это и было бы очень желательно для исследования.
Мы имеем таким образом дело лишь с приближениями различной степени
12 -- -.--
 
к этому типу. Понятие слепоты воббще в высшей степени растяжимое, так
как кроме совершенно лишенных зрения существует ряд людей, которые
обнаруживают наличие ничтожных или даже более значительных остатков
зрения и несмотря на это определяются как слепые, так как они вообще или
не, могут обходиться без посторонней помощи, или же, будучи в состгя-
нии свободно ориентироваться, оказываются неспособными к обучению
практическим профессиям зрячих в одинаковых с ними условиях. Далее
различаются слепые от рождения или с раннего детства и такие, которые
потеряли зрение в различных возрастах. У тех, которые являются слепыми
от рождения, или у тех, которые ослепли очень рано и притом полностью,
своеобразные черты выступают естественно в более ясной форме, чем у всех
остальных, и только эти слепые могут дать нам типичный образ.
 
Указанные противоположные взгляды на слепоту имели место не только
среди самих слепых, но и среди педагогов, посвятивших себя воспитанию
и обучению слепых. В то время как некоторые из них прямо отвергали
мысль об особой психологии слепых, считая такоьую излишней, большин-
ство держалось выжидательной позиции, пока не был проложен путь в
особенности благодаря работам С. Геллера (S. Heller) противоположному
воззрению. В настоящее время никто уже не сомне-
вается в том, что воспитание и обучейие слепых
должны строиться на психологических основа-
ниях, которые в свою очередь могут быть най-
дены лишь в особой <психологии слепых>. Уста-
новление наличия вполне определенных Особен-
ностей слепых дает серьезное основание тому
чтобы говорить о психологии слепых как обосо-
бой ветви психологической науки и выступить
с ее обоснованием и построением. Эта область психо-
логии находит как в слепом ребенке, так и во взрослом слепом в высшей-
степени интересный и благодарный объект исследования.
 
Значение психологии слепых для воспитания и обу-
чения их должно быть ясно прежде всего воспитателю; сознательный
педагог остро чувствует тот факт, что существующее знание относительно
сенсорной и психической жизни слепых даст ему так мало, что он в значи-
тельной мере должен обходиться собственными наблюдениями. Поэтому в
настоящее время нет еще основания для проведения такого воспитания
слепых, которое руководствовалось бы ясной и определенной целью. Психо-
логическое исследование должно поэтому служить необходимым фунда-
ментом для обоснования и построения современной педагогики слепых,
так как психология слепых сможет в самых различных отдельных областях <\
притти к таким результатам, какие не могут быть достигнуты никаким
другим путем.
 
Вот что говорит доктор Гергардт (Gerhardt, 1918), потерявший зрение
в позднем возрасте, о той роли, которую должна сыграть психология сле-
пых в упрочении положения слепого в обществе:
 
<Психологическое исследование призвано прежде всего к тому, чтобы
вывести слепого из состояния социальной изолированности и сделать его
членом того общества, к которому он принадлежит и в котором только од-
ном он может - как к своей выгоде, так и к выгоде окружающей его сре-
ды - полностью развернуть свои способности. Серьезное стремление в
этом направлении, несомненно, приведет к чрезвычайно интересным и важ-
 
13
STR.14
ным результатам, которые являются ценным вкладом в существующее
знание психической жизни человека вообще>.
 
Если значение и необходимость <психологии слепых> ясны, то остается
еще наметить вкратце тот путь, по которому она должна итти. Основанием
и исходным пунктом для психологии слепых может быть только общая пси-
хология, следовательно психология нормального человека. Без предвари-
тельного знания тех результатов, которых достигла последняя, научное
исследование психики слепого было бы напрасным начинанием. К счастью,
однако результаты, достигнутые психологией нормального, следовательно
зрячего человека, дают так много отправных пунктов для исследования,
что путем соотношения с ними изучение психологии слепых по крайней
мере отчасти облегчается. Имея постоянно перед глазами зрячего человека
в качестве объекта для сравнения, мы сумеем предохранить себя как от
ходячих воззрений и суждений относительно слепоты, так и избегнуть
того упрека, который слышится в нижеследующих строках одной нашей
современницы, ослепшей в раннем детстве, Шмитбец (Schmittbetz, 1918):
 
<Недавно я услышала следующее замечание: <слепые чувствуют себя в мире
зрячих в значительно большей степени в своей среде, чем мы, зрячие, в мире
слепых>. Это было сказано тоном признания и сожаления: признания по
поводу того, что слепому может удасться и в большинстве случаев удается
фактически освоиться с миром зрячих, и сожаления о том, что зрячим да-
леко не удается это в отношении слепых. В основе приведенного замечания
лежало желание проникнуть в как будто совершенно иначе устроенный
мир слепого, в его мышление и чувствование, и таким образом понять его
склонности, его действия и поступки. Что могло бы быть более желанным
для каждого отдельного слепого, так же как и для всего мира слепых, чем
это стремление зрячих? Ведь в нем заключены два момента столь важные
для совместной жизни людей, поставленных в различные условия суще-
ствования: во-первых, признание за слепыми права на совместную жизнь
и, - что обычно менее ясно представляют себе, - на совместную работу
со своими более счастливыми ближними; во-вторых, стремление зрячих
понять слепых в том своеобразии их существа, которое обусловлено их
недостатком. Это стремление зрячих к пониманию слепого или попытка
с их стороны приблизиться к слепому часто оценивается последним не-
правильно только потому, что те ложные предпосылки, из которых исходит
большинство зрячих, неприятно действуют на слепого. Говоря коротко,
зрячий руководствуется неясным представлением, что слепой <должен>
быть <другим>, чем зрячий; он ждет и ищет различий, что обнаруживается
в большей или меньшей степени в его обхождении со слепым. Слепой, на-
против, хотел бы чувствовать в отношении зрячего к нему то общее, что су-
ществует между ними как между людьми. Это желание слепого и это ожи-
дание зрячего приводят, если их дальше продумать, к вопросу о том, опре-
деляют ли отношения человека, или человек определяет отношения. Мы од-
нако давно уже привыкли действовать и в науке так, что сначала мы обра-
щаемся к опыту и затем на основании того материала, который он нам
дает, делаем заключения. В нашем случае опыт, который непредубежденные
зрячие постоянно получают относительно слепых, говорит в пользу того,
что слепой прежде всего <человек>, а потом уже <особенным образом опре-
деленный>, т. е. в данном случае <слепой> человек. Отсюда вытекает пер-
вый основной вывод, который представляется само собой разумеющимся,
но который на практике часто упускается из виду, а именно что для слепых
U
 
в основном сохраняет свою силу общая психология и лишь во вторую оче-
редь <психология слепых>, т. е. лишь на основе первой могут быть исследо-
ваны те отклонения и своеобразные черты, которые приносит с собой сле-
пота, причем понятно не всегда в одинаковой форме>.
 
<Таким образом мы пришли к выводу, что психология слепых теорети-
чески и практически должна рассматриваться и применяться в качеств>
того, чем она является по своему смыслу, а именно в качестве особого вида
психологии, обусловленного слепотой>.
 
С точки зрения непредубежденного исследования эти положения следует
приветствовать. Психология слепых не должна зара-
нее рассматривать как нечто данное своеобра-
зие слепого, а должна прежде всего установить.
это своеобразие и выяснить его. На ней лежит
таким образом обязанность вскрыть особенно-
сти развития слепого и определить границы
между линией развития слепого и линией разви-
тия зрячего. Это удастся ей скорее всего в том случае, если она бу-
дет изучать влияние, которое оказывает отсутствие зрения на формирова-
ние сенсорной и общепсихической жизни слепого. Она будет исходить при
этом из типических явлений, наблюдаемых у слепых; следовательно, прежде
всего она должна подвергнуть оценке уже сделанные наблюдения и по-
ставить новые.
 
Методы общей психологии - наблюдение и эксперимент - должны
найти себе применение и в психологии слепых.
 
Наблюдение может основываться как на самонаблюдении, так и на наблю-
дении других. Самонаблюдения слепорожденных и ослепших производились.
уже неоднократно, и мы обязаны им рядом ценных выводов. Во всяком
случае однако следует упомянуть о том значении, какое нужно придавать.
самонаблюдениям слепорожденных или ослепших в раннем детстве.
 
Т. Геллер (1904) полагает, что <не следует просто побуждать слепого
описывать свои переживания, как это раньше довольно часто делалось.
Не следует забывать, что мы имеем здесь дело с психологически совершенно-
неподготовленными людьми, которые легко склонны принимать продукты
своей фантазии за действительные переживания. Необходимо первое время
руководить самонаблюдением слепого, давать ему сперва простые задачи у
которые могут быть легко проверены зрячим, и лишь позднее, после того
как испытующий достаточно убедится в надежности показаний слепого у
переходить к более сложным задачам>. Какую осторожность нужно прояв-
лять по отношению к свидетельствам слепых, показывает мнение о суще-
ствовании <узнавания цветов> посредством осязания, - заблуждение, ко-
торое возникло и укрепилось главным образом благодаря слепым. Ясно
также, что ослепшие в детстве, которые оперируют языком зрячих, будучи
в значительной мере незнакомы с опытами последних, не могут дать точных
и адэкватных показаний относительно их состояния и их внутренней жиз-
ни, ибо, как говорит ослепшая в детстве Шмитбец (1918), <действительно
очень трудно, строго говоря, даже невозможно, передать, насколько своеоб-
разна картина, которую составляют себе слепые о внешнем мире и о тех;
 
вещах и явлениях в нем, которые всецело или в существенных чертах даются
только глазам. О том, что представляет собою эта картина, не могут ска-
зать в общепонятной форме ни слепой, ни зрячий, и если кто-либо бывший
с детства слепым, а потом прозревщий захотел бы описать это, то на его
"" : 1
STR.16
описания нужно было бы смотреть лишь как на передачу его личного опыта,
с которым опыт других слепых может не совпадать или в различной степени
отклоняться от него>.
 
К описаниям слепорожденными своего состояния нужно поэтому всегда
<относитуялритически. Более ценным материалом являются самонаблю-
дения образованных слепых, лишившихся зрения в относительно позднем
возрасте, так как перед ними был уже открыт мир зрячих, и они обладают
более верными отправными пунктами для сравнения своего нового состоя-
ния с прежним. С другой стороны, ослепшие, особенно в зрелом возрасте,
никогда не достигают той степени своеобразия, какой обладают слепорож-
денные, так что они могут дать нам лишь приблизительную картину состоя-
ния подлинной слепоты. Тем не менее следует признать, что опубликование
самонаблюдений ослепших представляет собой в высшей степени ценный
вклад в психологию слепых.
 
Если таким образом для самонаблюдения слепых существуют значитель-
ные трудности, то неменьшие трудности возникают перед зрячими, которые
путем наблюдений пытаются изучить психологию слепых, так как даже
критически мыслящий наблюдатель подвержен здесь в достаточно частой
мере заблуждениям. Умозрительная психология находит себе лучший
пробный камень в эксперименте, и этот последний должен будет играть
поэтому в нашей области совершенно особую роль. При этом можно частью
применить к слепым те эксперименты, которые производятся над зрячими,
частью они должны быть изменены, частью, наконец, должны быть созданы
совершенно новые.
 
В настоящей работе я предпринял впервые попйтку дать систематическое
изложение основ психологии слепых. Такого рода первая попытка, несо-
мненно, должна заключать в себе недостатки, и я отдавал себе в этом ясный
отчет. В данной области исследования не могут быть дааы ясные выводы и
 твердые основоположения, так как едва ли есть хоть один пункт, который
был бы бесспорным в настоящее время. Речь может итти скорее лишь о
критическом сопоставлении тех взглядов, наблюдений и данных относи-
тельно слепых, которые были произведены и собраны до настоящего вре-
мени. Работы, относящиеся к этой области, обнимают период времени до
200 лет и настолько разбросаны и мало всем доступны, что я не мог отка-
зать себе в том, чтобы не цитировать авторов по возможности буквально
и притом обстоятельно, отчасти также с той целью, чтобы в сомнительных
случаях дать читателю возможность сделать свой вывод. Зато существую-
щая литература, даже второстепенная, обработана полностью; лишь не-
которые работы остались мне недоступными, и я вынужден был косвенным
путем на них ссылаться.
 
В моей работе меня как тифлопедагога прежде всего интересовало отно-
шение психологии к воспитанию и обучению, и потому этот момент затро-
яут здесь в обстоятельной форме, так как я хочу, чтобы результаты науч-
ного исследования слепоты повлияли оплодотворяющим образом на нашу
тифлопедагогику и создали фундамент для такой системы образования
слепых, которая соответствовала бы сущности слепоты. Этим была бы
.воздана благодарность тифлопедагогике за то, что она дала толчок пси-
хологическому исследованию в этой области. И пусть из этой
т-есной связи родится согревающий луч познания,
который сумеет осветить темноту, окутывающую
мя/р слепых одновременной, длянас.и для них,

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
Предисловие редактора .......... ...... 3
 
Предисловие автора ...................... 7
 
Введение .......................... 8
 
ЧАСТЬ I. Ощущения.
 
Зрение ........................ 17
 
Слух .......................... 20
 
Вкус ......................... 27
 
Обоняние ........................ 27
 
Осязание ................. ....... 28
 
(Ощущения давления, температурные ощущения, болевые ощущения,
ощущения положения, ощущения напряжения, ощущения движения.)
 
Чувство равновесия ..................... 40
 
Органические ощущения .................. 41
 
Чувство расстояния ....................42
 
Изощрение ощущений у слепых ................ 48
 
Ощущения в их связи между собой. Взаимное замещение (викариат) ощу-
щений ......................51
 
Обман чувств ...................... 56
 
ЧАСТЬ II. Представления.
 
Зрительные представления ................. 60
 
Слуховые представления ......... ......... 71
 
Представления времени ................... 76
 
Осязательные представления ................ 78
 
Чтение и письмо слепых .................. 94
 
Пространственные представления ............... 131
 
Ориентировка слепых ................... 143
 
Предметные представления ................. 152
 
Словесные представления .................. 159
 
Образы фантазии ..................... 162
 
Ассоциация, репродукция и апперцепция представлений ....... 168
 
Круг представлений слепых ................. 171
 
Типы представления и типы заучивания у слепых ......... 178
STR.264
ЧАСТЬ III. Память, внимание, фантазия и мышление.
 
Память ........................ 181
 
Внимание .............. .......... 187
 
Фантазия ....................... 189
 
О мышлении ...................... 195
 
ЧАСТЬ IV. Эмоциональная жизнь и воля.
 
Эмоциональная жизнь.................200
О воле ...... 221
 
ЧАСТЬ V.
 
Психические процессы в их связи и образование
личности ................... 232
 
Библиография ........................256
 
 

Категория: Книжная полка | Добавил: Nord
Просмотров: 4771 | Загрузок: 114 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: