Пятница, 01.08.2025, 10:35
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Альбина Саматова

Навязчивые движения: мифы и реальность
А. Саматова.




Одной из основных проблем, связанных с воспитанием незрячих детей, является устранение спантанно возникших навязчивых движений: покачивание тела, надавливание подушечками пальцев на глазные яблоки, неконтролируемые движения руками, круговые движения головой и т.д. Многие родители поначалу не считают это проблемой, полагая, что это специфика незрячих. Да, это специфика, однако, это не означает, что от таких движений не нужно избавляться. То, что с возрастом они забудутся сами собой,- миф. Можно встретить немало взрослых, вполне успешных людей, которые не могут простоять спокойно и нескольких минут. Они сами страдают от этого, но избавиться в зрелом возрасте от таких «подарков детства» уже практически невозможно.
Почему возникают у незрячих детей такие навязчивые движения или, как их называли в тифлологической литературе конца 70-ых годов прошлого века,- блиндесмены? Прежде всего, это связано с недостатком движений, сжигающих энергию ребенка. Незрячий ребенок не может бегать и прыгать столько же, сколько бегает и прыгает его зрячий сверсник, поэтому он начинает двигаться в том пространстве, которое ему доступно. Второй немаловажный момент – отсутствие зрительных впечатлений. Ребенку неинтересны многие игры, поскольку он не видит результата, поэтому он придумывает свои собственные. Как правило, первые признаки наличия навязчивых движений проявляются у детей еще в грудном возрасте. Сидя в коляске, малыш равномерно покачивается вперед-назад. «как на качельках»,- улыбаются родители. А улыбаться не стоит, поскольку это уже первые сигналы тревоги. Безобидные, на первый взгляд, занятия, в дальнейшем могут привести к расстройствам нервной системы. Вспомните некоторые тоталетарные секты. На чем основывался их эффект подавления личности? В такт негромкой музыки или собственного монотонного пения, члены секты раскачивались из стороны в сторону или совершали однообразные движения руками. В случае с незрячими детьми мы имеем тоже самое. К этому нужно отнестись очень серьезно и не откладывать на будущее то, что необходимо начать делать при первых же признаках.
Когда ребенок еще совсем маленький, лучший способ отучить его от навязчивых движений – отвлекать его внимание от совершаемых действий чем-то динамичным, подвижной игрой или просьбой куда-то сходить, что-то принести. Не стоит постоянно с раздражением кричать на малыша и заставлять его перестать. Это не даст ничего, кроме комплексов, которые только добавят трудностей в воспитании ребенка. Объяснять маленькому ребенку, что так делать нельзя, что это некрасиво так же пустая трата времени. Не забывайте, что он не видит и ему непонятен сам смысл слова «некрасиво». Со временем, когда словарный запас будет достаточно большим, а жизненный опыт богаче, вы сможете говорить об этом в любой ситуации, но совсем маленький незрячий ребенок вас попросту не поймет. Лучше не заострять внимание ребенка на том, что он делает что-то, чего делать нельзя. Просто отвлекайте его каждый раз, как только заметите, что он снова качается или крутит головой.
Некоторые незрячие люди говорят, что во время совершения неконтролируемых движений они расслабляются, отдыхают. Это снова миф. А когда человек грызет ногти, крутит в руках авторучку или залепляет всю столешницу шариками из хлебного мякиша, он тоже отдыхает? Откуда появляются привычки и почему они сопровождают нас практически всю жизнь? Ведь это неосознанные действия, часто мы их просто не замечаем, а окружающие видят и делают свои выводы. В случае с незрячими людьми это вдвойне заметно, поскольку уже сам факт слепоты или инвалидности в целом привлекает внимание окружающих, на инвалида смотрят, к нему приглядываются. А если он при этом еще и качается, крутит головой, выдавливает глазные яблоки, о нем складывается определенное мнение и это мнение распространяется, между прочим, на всех незрячих в целом. Это необходимо знать родителям и более внимательно наблюдать за своими детьми, пока они еще маленькие и податливые, пока их можно безболезненно отучить от ненужных привычек.
Корнем любого неконтролируемого в дальнейшем комплекса действий является некая жизненная ситуация, требующая выхода или осмысления. Попав под влияние обстоятельств, человек начинает пытаться выбраться из них, при этом включается псевдокомпенсаторная способность, некий 25-ый кадр, который берет на себя часть трудностей по разрешению проблемы. Таким кадром становится любой повторяющийся, не раздражающий стимул, например, рисование концентрических кругов или разрывание листа бумаги на мелкие кусочки. Когда человек благополучно выходит из сложной ситуации, ему начинает казаться, что ему что-то помогло, но он не может понять что именно. А закрепленные в подсознании действия продолжают совершаться и становятся привычками. То же самое и у незрячих детей. Сначала это часть игры, своей собственной, о которой никто не знает. А в дальнейшем – навязчивое движение, от которого очень сложно избавиться.
Приведем некоторые типичные для незрячих людей навязчивые движения с тем, чтобы родителям было проще определить действительно ли пора бить тревогу, или ребенок просто придумал новую игру, которая завтра забудется. Итак, незрячие дети чаще всего раскачиваются вперед-назад (реже из стороны в сторону), крутят головой, трясут кистями рук, надавливают подушечками пальцев на глазные яблоки, крутятся вокруг своей оси, прыгают на месте, при наличие светоощущения смотрят на источник света, высоко подняв голову. Эти движения могут присутствовать у ребенка как и каждое в отдельности, так и комплексно. Обратите на это внимание и не откладывайте на завтра то, что необходимо было  сделать еще вчера ну или по крайней мере сегодня.

Категория: Альбина Саматова | Добавил: Nord (25.01.2012)
Просмотров: 1438 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: