Главная » Статьи » Альбина Саматова |
Роль коммуникативной деятельности в интеграции незрячего ребенка
А. Саматова. Для любого человека общение с окружающими является основой успешного личностного становления. Незрячие дети не составляют исключения из этого правила. Сложность же заключается в том, что в отличие от зрячих сверсников, слепой ребенок большую часть времени проводит в окружении взрослых и с раннего детства привыкает к их стилю общения. Если ребенок посещает детский сад, то общественные связи возникают естественным образом и развиваются по своей определенной кривой. Однако, большинство незрячих детей детских садов не посещают, а до 7-8 лет находятся дома с родителями, бабушками или нянями. О нянях мы поговорим отдельно в конце этой главы. А сейчас о родителях. Как правило, незрячие дети к шести-семи годам очень начитанны, знают множество сказок и стихов, у них прекрасно развита механическая память, а нередко и воображение. Однако, расширяя кругозор ребенка, знакомя его с новыми явлениями и объектами, читая ему дни напролет различные сказки, родители не замечают, что малыш абсолютно асоциален в узком смысле этого термина. Он попросту не умеет общаться с людьми. Он привык к тому, что находится в центре внимания, не привык ждать, терпеть и соглашаться. Отчего это происходит? Прежде всего, от жалости. Естественно, родители жалеют слепого ребенка, пытаются, как умеют, облегчить ему жизнь, потакая каждому его капризу. Вряд ли этого можно избежать, это явление глубоко психологическое. К сожалению, когда эти дети попадают в школу или центр ранней реабилитации, когда они оказываются среди других детей и незнакомых взрослых, их поведение часто неадекватно и может сложиться впечатление,что у ребенка нарушение психики. Неоднократно приходилось наблюдать, как два-три ребенка, собравшись вместе, абсолютно не замечают друг друга, попытки познакомить их, вовлечь в игру заканчиваются криком и поисками родителей. Родители же при этом недоумевают: почему у ребенка такая реакция? Он ведь очень общительный, дружелюбный… Да, дома, в знакомой обстановке, со знакомыми людьми… А вы задумывались, как он общается? Слушали, как и что он говорит? Наблюдали за его поведением во время коммуникативного акта? Давайте понаблюдаем вместе. Итак, к вам пришла соседка, с которой ваш малыш хорошо знаком. Она заходит в комнату, громко здоровается с ребенком, он узнает ее по голосу и начинает рассказывать… О чем? О прочитанных книгах, о последних новостях. Что он при этом делает? Смотрит в другую сторону, продолжает хаотично разбрасывать игрушки? А что он говорит? Вы прислушивались? Речь ребенка связная, понятная, или он захлебывается фразами, перебегая с одного на другое? Все это только кажется мелочами. На самом же деле, коммуникативные способности необходимо развивать с раннего детства, когда ребенок только учится говорить. Тогда и в дальнейшем не возникнет проблем в общении. Прежде всего, ребенку нужно объяснить разницу между взрослыми и другими детьми. Незрячий человек легко сможет отличить по голосу кто перед ним: мужчина или женщина, взрослый или ребенок. Общаться со взрослыми как со сверсниками, а со сверсниками как со взрослыми не лучший способ добиться расположения как тех, так и других. Присекайте попытки ребенка говорить взрослым «ты», объяснив при этом, что другие дети такие же как и он сам, стало быть говорить им «ты» не только можно, но и нужно. Следующий этап – построение диалога, его тема и основные правила. Диалог – это разговор двух людей, соответственно, он предполагает не только речь самого ребенка, но и реакцию собеседника, его вопросы и ответы. Попробуйте играть с ребенком в различные ситуации, например, представьте, что ваш ребенок пришел в магазин и хочет сделать покупки. Это лишь на первый взгляд кажется простой задачей. В процессе игры вы поймете, сколько ошибок совершает ваш ребенок. Попытайтесь их исправить и проиграйте ситуацию еще несколько раз. При этом избегайте автоматизации диалога, он всегда должен быть новым, чтобы ребенок не заучивал фразы и не повторял их в любой сходной ситуации дословно. Обязательно учите ребенка играть в различные игры, ему это пригодится, когда он окажется в детском коллективе. Чем больше различных игр, счеталок знает ваш ребенок, чем более он активен и мобилен, тем легче ему будет влиться в детскую среду и завоевать уважение других детей. Многие родители избегают гулять с незрячим ребенком на детской площадке, боясь, как они сами говорят, травмировать ребенка невниманием и насмешками со стороны других детей. Возможно, это выход. Однако, не забывайте, что жизнь не будет оберегать его от встречи с разными людьми. Ни всегда ему будут встречаться добрые, понимающие люди. Не лучше ли знать об этом с детства и научиться отличать друзей от тех, кому ты безразличен? Ограждая ребенка от внешних контактов, мы лишь делаем его более уязвимым, беззащитным перед различными жизненными ситуациями. Еще одним важным моментом в формировании коммуникативных навыков незрячего ребенка является невербальные способы передачи информации. У слепых часто пассивная мимика, они не умеют выражать эмоций мимически, не умеют правильно улыбаться и плакать. Это в дальнейшем может послужить одной из причин, по которой отношение к вашему ребенку будет не совсем адекватное. Не имея возможности видеть поведения других людей, ребенок думает, что и он сам невидим для окружающих. Соответственно, он может делать что-то несоответствующее ситуации, например улыбаться, думая о чем-то своем, когда ему рассказывают серьезные вещи. Научить незрячего ребенка правильно управлять своей мимикой очень непросто, поскольку этот процесс носит исключительно подражательный характер. Просто попробуйте объяснить ему, что никогда не нужно напрягать мышцы лица, оно должно быть естественным, при различных ситуациях его выражение может меняться, но это абсолютно нормально, так должно быть. Когда ребенок научится расслаблять мышцы лица, его мимика станет более живой и естественной. Категорически запрещайте ребенку при общении с людьми поворачиваться в другую сторону. Смотреть нужно всегда на собеседника, даже если ты его не видишь. Далеко не каждый человек станет вникать в тонкости тифлопсихологии и анализировать поведение слепого. Первой и вполне адекватной реакцией собеседника будет обида на того, кому он неинтересен, поскольку от него отвернулись. В заключение, как и было обещано выше, несколько слов о нянях. В настоящее время родители нередко предпочетают переложить заботы о ребенке на няню, сами же выходят на работу. В целом это нормальная мировая практика. Однако, не забывайте, что в вашем случае имеет место некоторая специфика, которую нельзя не учитывать. Незрячему ребенку нужно уделять очень много времени, чтобы обучить всему тому, чему зрячие дети учатся без помощи взрослых, наблюдая со стороны. Для начала проверьте, способна ли нанятая вами няня дать вашему малышу то, что вы хотели бы ему дать. Не превратится ли ваш ребенок к семи годам в несамостоятельное, закомплексованное существо, неспособное самостоятельно поесть, сходить в туалет, одеться и причесаться; сумеет ли ребенок легко влиться в коллектив и найти друзей; не превратится ли он в капризного и требовательного, не терпящего никаких возражений маленького деспота? Многим родителям нижеследующий совет может показаться несколько странным, однако, рискнем его дать: когда вы решите нанять няню для своего незрячего ребенка, не торопитесь. Попробуйте поискать человека со сходными проблемами. Такой человек знает данную специфику изнутри и сумеет дать вашему ребенку гораздо больше, чем это сделает высокооплачиваемая, «квалифицированная» няня из агентства. | |
Просмотров: 801 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |